Всё о продуктовой рознице

Вирус добрался до расходов

23 Апреля 2020, 03:04

В 90% категорий продуктов и услуг наблюдается снижение потребительского спроса.

shutterstock_590372072.jpg

По сравнению с представителями других развивающихся стран российские потребители воспринимают менее серьезно, как сам вирус, так и его влияние на свою жизнь, следует из нового исследования BCG и исследовательского холдинга «Ромир». Тем не менее, по данным экспертов, 75% респондентов настроены пессимистично относительно будущего российской экономики и ожидают наступления рецессии, а 40% не уверены в устойчивости своего финансового положения. Потребители в регионах осведомлены о COVID-19 не хуже москвичей и чувствуют даже большее беспокойство, несмотря на то, что эпидемия коснулась их в гораздо меньшей степени. «Россия вместе со всем миром находится в «идеальном шторме». Граждане и элиты оказались одинаково не готовы к такому стремительному негативному сценарию. Сокращение затрат, создание запасов, рост расходов на домашний досуг – естественная реакция на разворачивающийся экономический кризис. Главный вопрос, ответ на который ждут все: как в долгосрочной перспективе будет действовать государство. Уже сегодня очевидны целые отрасли, требующие серьезной поддержки. Чем быстрее она будет оказана, тем меньше вероятность, что к экономическим последствиям текущего положения добавятся и социальные», – комментирует результаты исследования президент исследовательского холдинга «Ромир», доктор социологических наук Андрей Милехин.

Аналитики ожидают спад во всей продуктовой категории за исключением сегмента свежих продуктов. Кроме того, те потребители, которые увеличивают расходы, делают это исключительно ради создания запасов в период самоизоляции. В первую очередь, экономить планируют на алкоголе и бакалее: 22 и 20% респондентов ожидают сокращения расходов в следующем месяце в данных категориях, 21 и 38% планируют снизить свои траты на эти продукты, а 34 и 23% уже имеют запасы таких товаров.

romir2.jpg

Источник: BCG и Ромир: исследование потребительских настроений в связи с COVID-19, апрель 2020

В группе товаров длительного пользования наибольшее падение отмечается в сегменте домашней электроники, а наименьшей – в категории «Велосипеды и самокаты». Потребители либо планировали покупку ранее, либо покупают, опасаясь повышения цен.

romir3.jpg

Источник: BCG и Ромир: исследование потребительских настроений в связи с COVID-19, апрель 2020

В категориях услуг, относящихся к сфере развлечений и путешествий ожидаемо отмечается сильное падение. В качестве основной причины (до 60% случаев). называются изоляция и страх заболеть, причем эта же причина указывается в отказе от использования общественным транспортом по всей стране. В среднем по России тратить на ОТ меньше планируют 47% респондентов, на такси – 49%, а на каршеринг – 56%.

Сократить свои траты планируют отребители во всех возрастных группах, при этом «миллениалы» в большей степени, чем «поколение Z» и «бэби-бумеры». В целом российские потребители сокращают свои траты в большей степени, чем потребители на других развивающихся рынках.

romir4.jpg

Источник: BCG и Ромир: исследование потребительских настроений в связи с COVID-19, апрель 2020

Российские потребители планируют тратить меньше во всех каналах, причем наихудшие перспективы у торговых центров (порядка 47% опрошенных планирует тратить там меньше) и заведений уличной торговли (40%). Также сильно пострадают услуги для отдыха и развлечений: кинотеатры (34%), рестораны (34%), спа-салоны (36%), тематические парки (36%), концертные залы (36%), организация досуга и отдыха (46%). «Текущая пандемия уже серьезно сказалась на изменении покупательского поведения в России, поэтому ценность оперативности анализа и возможность прогнозирования поведенческих изменений в текущих реалиях особенно важны.   Сознание потребителя после завершения самоизоляции и окончания пандемии уже никогда не будут прежними. Уже сейчас те решения, которые бизнес оперативно принимает, будут основополагающими при его восстановлении. Показатели наших исследований за счет понимания, что именно тревожит и важно для целевой аудитории, помогают делать прогнозы и принимать верные стратегические решения для бизнеса», - считает Караева Инна, исполнительный директор исследовательского холдинга «Ромир».

На офлайн торговлю будет негативно влиять боязнь заразиться, а покупки в интернете будут сокращаться из-за ухудшающейся экономической ситуации. В ближайшей перспективе ожидается, что единственно растущим каналом продаж будет онлайн, причем только в Москве. «В сегменте онлайн-торговли хотя и ожидается рост, благодаря столичным потребителям, однако и здесь ситуацию простой не назовешь: в целом покупатели планируют сокращать свои расходы практически во всех категориях из-за опасений в связи с возможным повышением цен. На это накладывается неготовность игроков рынка удовлетворить текущий спрос, поэтому объемы электронной коммерции в ближайшие 6 месяцев, вероятнее всего, не покажут такой же рост, как в некоторых других странах, например, в Индии», – отмечает партнер в Московском офисе BCG Максим Бахтин.

romir5.jpg

Источник: BCG и Ромир: исследование потребительских настроений в связи с COVID-19, апрель 2020


Об исследовании BCG и Romir

Для исследования настроений российских потребителей было проведено обширное социологическое исследование на базе платформы Romir Consumer Scan Panel. Целями исследования были анализ отношения потребителей к сложившейся на фоне пандемии ситуации и выявление их готовности тратить в столь тревожные времена; а также прогноз о том, как именно изменится поведение потребителей в течение ближайших 6 месяцев, каковы перспективы каналов сбыта и каким станет покупательское поведение. В ходе исследования была проведена работа с 1200 респондентами по всей России из разных социально-демографических групп с углубленным исследованием по Москве. Проанализированы данные о потребительских расходах в 40+ товарных категориях.

Коментарии (0)