Из-за пандемии доля импульсных покупок значительно сократилась.
Пандемия коронавируса изменила поведение посетителей торговых центров, которые больше не следуют модели спонтанного потребления, замещая импульсные покупки целевыми, пишет «РБК». Выручка ритейлеров, продающих одежду и обувь в торговых центрах Москвы, по данным аналитиков CBRE, в августе 2020 года выросла по сравнению тем же периодом прошлого года на 3–12%, однако число посетителей по-прежнему не восстановилось – трафик был ниже, чем год назад.
В августе этого года трафик в столичных торговых центрах был на 23% ниже, чем в августе 2019-го, в целом по России разрыв составлял 21%, свидетельствует показатель Shopping Index компании Watcom, который отражает число посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей. В первой половине сентября падение в столице равнялось 20%, по всей стране – 17%.
Наибольший рост выручки аналитики CBRE зафиксировали у крупных фешен-ритейлеров, площадь магазинов которых в торговых центрах превышает 1 тыс. кв. м: почти на 30% по сравнению с августом 2019 года выросли продажи H&M, более чем на 20% – Uniqlo и Inditex (сети Zara, Oysho, Massimo Dutti, Pull & Bear и др.). «Резкий рост товарооборота и среднего чека при падении трафика – это отчасти временная ситуация в силу отложенного спроса, но при этом мы видим долгосрочный тренд на более высокую конверсию», – констатирует директор по ритейлу российского офиса CBRE Марина Малахатько. По ее словам, из торговых центров временно исчезли люди, приезжающие погулять.
Ограничения, сохраняющиеся для работы общепита и сектора развлечений, снижают интерес посетителей к данным сегментам, что в совокупности делает восприятие торгового центра местом для совершения покупок, а не проведения досуга, объясняет руководитель департамента недвижимости Crocus Group (управляет торговыми центрами Vegas) Ольга Антонова. В будущем трафик может быть стабильно ниже показателей предыдущих лет, но продажи могут расти. В потребительском поведении изменится один из ключевых паттернов – на смену спонтанным покупкам придет более осознанное потребление, заключает Марина Малахатько.
Ретейлерам в долгосрочной перспективе можно ожидать роста конверсии, так как потребители действительно будут больше, чем до пандемии, ездить в торговые центры целенаправленно, полагает руководитель отдела исследований компании JLL Владислав Фадеев. По его мнению, развитие онлайн-торговли, снижение доходов населения, необходимость социального дистанцирования приведут к изменению структуры арендаторов в торговых центрах.