Всё о продуктовой рознице
  • Торговые центры столицы близки к кризису

Торговые центры столицы близки к кризису

16 июля 2020, 01:07

Вакантность в торговых объектах увеличилась до 5,2%.

tc1.jpg

Согласно данным компании JLL, по итогам первой половины 2020 года тенденция на уменьшение доли свободных площадей в качественных торговых центрах Москвы, которая наблюдалась с конца 2016 года, сменилась ростом вакантности. За первые шесть месяцев доля свободных площадей выросла с 4,1% на конец 2019 года, до 5,2%. Похожий сценарий наблюдался во время двух предыдущих кризисов. «Рост вакантности обусловлен как сложными экономическими условиями, являющимися последствием пандемии, так и новым вводом торговых центров в столице. Аналогичные причины влияли на повышение вакантности в пределах 1-2 п.п. в начале кризисов 2008 и 2014 годов. Мы ожидаем, что основной эффект от ограничительных мер будет виден во второй половине текущего года – к концу 2020-го доля свободных площадей в торговых центрах Москвы может вырасти до 8-10%», – комментирует руководитель отдела исследований компании JLL Владислав Фадеев.

Наибольшее увеличение доли свободных площадей произошло в Южном (+3,7 п.п.) и Западном (+2,3 п.п.) округах Москвы. Это в первую очередь связано с вводом в этих районах больших торговых центров с высокой вакантностью – «Остров мечты» (GLA 65 тыс. кв. м) и Kvartal West (44 тыс. кв. м), а также с увеличением доли незанятых помещений в некоторых работающих торговых центрах. В остальных районах Москвы увеличение было не столь значительно, а в Новомосковском округе благодаря вводу районного торгового центра «Столица» доля свободных площадей уменьшилась на 1,2 п.п. по сравнению с концом 2019 года.

Помимо уже открытых в этом году 142 тыс. кв. м в новых торговых центрах в Москве во втором полугодии ожидается еще 187 тыс. кв. м качественных торговых площадей. Если не произойдет переносов сроков, ввод 2020 года в два раза превысит объем нового предложения 2019 года. Самым большим будущим проектом текущего года является ТРЦ «Щелковский» (60 тыс. кв. м), который пополнит немногочисленный список качественных объектов Восточного округа столицы. «У Восточного округа самый низкий показатель обеспеченности жителей качественными торговыми площадями. Даже после ввода ТРЦ «Щелковский» показатель составит 152 кв. м на 1000 жителей при среднем по Москве 434 кв. м. В 2021 году в ВАО ожидается несколько объектов, самым крупным из которых является «Город Косино». После его ввода, а также открытия нескольких реконструированных кинотеатров показатель обеспеченности в ВАО может вырасти до 240-250 кв. м на 1000 жителей. Это сбалансирует распределение качественных торговых площадей по районам столицы», – отмечает руководитель департамента торговой недвижимости компании JLL Полина Жилкина.

Активность выхода новых международных брендов по итогам первого полугодия снизилась – на рынке появилось 7 ритейлеров, что на 4 бренда меньше результата первой половины 2019 года. Достигнутый показатель стал минимальным за всю историю наблюдений. Среди открытий можно назвать магазин товаров для дома датского ритейлера JYSK, появившийся в торговом центре «Тройка», фитнес-клуб UFC Gyms, отворивший свои двери в «Атриуме», а также первый монобрендовый магазин спортивной одежды и обуви The North Face, открывшийся в ТРЦ «Галерея» в Санкт-Петербурге.

Коментарии (0)