Всё о продуктовой рознице

Сети играют на снижении цены

09 октября 2020, 02:10

В России растет количество магазинов-дискаунтеров.

dobrotsen.jpg

С сентября 2017 года по сентябрь 2020 года по всей стране количество продуктовых магазинов, работающих в формате жестких дискаунтеров, выросло на 24,7%, до 139,6 тыс. объектов, отмечается в исследовании сервиса 2ГИС, подготовленного по запросу «Коммерсанта». Большая часть из них – это магазины «у дома»: на их долю приходится около 64%. Еще 34% представляют собой супермаркеты, доля гипермаркетов на этом рынке – всего 2% (формат теряет позиции по всем сегментам продуктового ритейла). Цены в таких объектах в среднем на 15% ниже, чем в обычном дискаунтере, ассортимент ограничен, а выкладка осуществляется в транспортной упаковке.

Среди сетевых операторов жестких дискаунтеров всего один крупный игрок – «Светофор», у которого, по подсчетам 2ГИС, на сентябрь 2020 года было 712 магазинов (рост в полтора раза за два года). У «Доброцена», который также позиционирует себя как федеральную сеть, всего 45 магазинов, хотя к сентябрю 2018 года было 51. Самый крупный региональный игрок сибирская сеть «Хлеб Соль» в сентябре 2020 года насчитывала 140 магазинов, что почти вдвое больше, чем два года назад.

В «Доброцене» сообщили «Ъ», что намерены увеличивать количество магазинов за счет оптимизации цен, например, через развитие ассортимента товаров под собственными торговыми марками (СТМ). Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов отмечает, что сейчас СТМ – дополнительный драйвер повышения рентабельности всего ритейла, у жестких дискаунтеров доля таких товаров в перспективе может достигнуть половины и больше от общего ассортимента.

В сегмент жестких дискаунтеров уже планируют выходить и крупные ритейлеры. В X5 Retail Group сообщили, что намерены к концу года запустить пилотные магазины такого формата. «Магнит» уже открыл пять дискаунтеров «Моя цена» с ограниченным ассортиментом товаров (до 1,8 тыс.).

В среднесрочной перспективе жесткие дискаунтеры останутся наиболее динамично растущим сегментом рынка, который может вытеснить магазины «у дома» региональных сетей, считает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. В первом полугодии 2020 года, по его оценкам, общая доля дискаунтеров в продуктовом ритейле составляет 3% и в ближайшие пять лет может увеличиться до 10%. Основной предпосылкой для этого эксперт называет стабильный рост регулярных цен на полках торговых сетей на фоне стагнации доходов населения.

По мнению консультанта Jos DeVries The Retail Company Ирины Болотовой, в целом на рынке продуктового ритейла спрос смещается из гипермаркетов в сторону магазинов формата «у дома», в том числе жестких дискаунтеров, которые, набирая популярность, могут изменить общую картину отрасли. Ритейлеры следуют за покупателями, перераспределяя сегментацию своего бизнеса в пользу дискаунтеров, пускай и не слишком жестких, включая привычный формат недорогих сетевых супермаркетов.
Коментарии (0)