Всё о продуктовой рознице
  • Рынку нужны социально-ориентированные ТЦ

Рынку нужны социально-ориентированные ТЦ

02 июля 2020, 04:07

В JLL считают, что их концепции будут дольше оставаться актуальными.

tc1.jpg

Несмотря на кризисную ситуацию в Москве продолжают открываться новые крупные объекты торговой недвижимости. Уже запущены ТЦ в проекте «Остров мечты» (65 тыс. кв. м GLA), Kvartal West (44 тыс. кв. м GLA) в составе одноименного многофункционального комплекса, состоялись технические открытия ТЦ «Столица» в городе Московском и The Outlet Moscow на Новой Риге, сообщают «Ведомости» со ссылкой на JLL. Во второй половине 2020 – в начале 2021 годов ожидаются районные комьюнити-центры от ADG Group и еще нескольких значимых для города объектов. Так, в Восточном административном округе готовится к открытию ТЦ «Щелковский» («Киевская площадь», арендуемая площадь более 60 тыс. кв. м) и ТРЦ «Город Косино» (74 тыс. кв. м арендуемой площади, ГК «ТЭН»). В Северном административном округе группа «Ташир» делает торговый центр частью ТПУ «Селигерская».

В новых проектах делается ставка на образовательную, развлекательную, спортивную составляющие. Фактически ни один из упомянутых выше объектов не является торговым центром в чистом виде. ТЦ «Селигерская» и «Щелковский» – части транспортно-пересадочных узлов. В последнем предусмотрены детский развлекательный центр, МФЦ, автомойка, химчистка и фитнес-центр с бассейном. Размещение бассейна в торговом центре – решение непростое и недешевое. В уже введенных ТЦ конструктив не предусматривает такой нагрузки на верхних этажах, где высота потолков позволила бы размещать подобного рода объекты. Поэтому полноценный фитнес-центр с бассейном делают, как правило, только в объектах нового строительства, где все необходимые технические спецификации можно заложить еще на «бумажной» стадии проекта.

Проект ТРЦ «Город Косино» включает ледовую арену с трибунами и другой необходимой для полноценного спортивного объекта инфраструктурой. Ранее многие ТЦ уже экспериментировали с размещением катка. В большинстве случаев он маленький и зажат на верхних этажах между кинотеатром и фудкортом. В «Городе Косино» другой подход: на первом этаже будет профессиональная ледовая арена с трибунами, кинотеатр, детский развлекательный центр. А продуктовый гипермаркет Ашан, строительный гипермаркет Leroy Merlin и большая часть торговой галереи расположат на втором уровне. Это своего рода революция в концепции торговой недвижимости, потому что в привычном ТЦ первые этажи традиционно отводятся под торговые галереи. На социальную функцию ориентированы и компактные районные центры, заявленные к вводу на ближайшее время.

В JLL отмечают, что строительство торговых центров в ВАО выглядит перспективным. Здесь живет более 1,5 млн человек, но обеспеченность магазинами невелика: 113 кв. м на 1000 жителей при среднем показателе по Москве 431 кв. м на 1000 жителей. Кроме того, здесь один из самых низких показателей доли свободных площадей ТЦ, около 2% при среднем около 4%.

В целом обеспеченность Москвы торговыми площадями значительно ниже, чем, например, других европейских мегаполисов (431 кв. м на 1000 человек против среднего по Европе около 550–600 кв. м). Московский рынок гораздо моложе европейского и американского, поэтому и откровенно устаревших концепций значительно меньше.

Тем не менее, те ТЦ, которые были построены 10–15 лет назад в не самом удачном месте и где не проводилась реконцепция, сегодня выставлены на продажу. Строились они на растущем рынке, и большинство за прошедшее время окупились. Сейчас прибыль от этих объектов падает (если она вообще еще есть). Не спасает ситуацию и такая привычная мера, как перестановка арендаторов. По мнению аналитиков JLL, надо смотреть на назначение участка и возможности его использования под другие функции, помимо торговой – городская логистика, симбиоз склада и дисконт-центра, и даже, возможно, снос старого здания и строительство многофункционального или жилого комплекса. Зачастую такое решение более оправдано, чем реконструкция или продажа объекта с тем же функциональным назначением.

Современные ТЦ, которые строились не «на хайпе» от быстрого роста сегмента и проектировались не по принципу «запихнуть как можно больше в торговую галерею», продолжают быть востребованы потребителями и соответственно интересны инвесторам. Эксперты JLL отмечают, что крупнейшие инвестиционные сделки по покупке долей в ТЦ были сделаны международными игроками. Какие-то проблемы с окупаемостью западных ТЦ они не переносят на российский рынок, что само по себе показательно. Сейчас окупаемость ТЦ составляет в среднем 10–12 лет, тогда как на заре рынка она могла исчисляться буквально годами (3–5 лет), но те времена прошли. Покупатель стал более избирательным, экономит и время, и ресурсы. Этот кризис стал для рынка торговой недвижимости, возможно, самым серьезным, но предыдущие опыты резких провалов научили девелоперов серьезнее относиться к предпроектной экспертизе, а инвесторов – прислушиваться к аналитикам, прежде чем покупать.

Современные концепции будут актуальны на протяжении достаточно длительного времени, а найти подходящую локацию будет все сложнее, поэтому строящиеся сейчас объекты будут востребованы. В условиях осторожного девелопмента многие новые крупные и смелые проекты могут откладываться. И кроме «классических» показателей – трафика и чистого операционного дохода – для инвестора сейчас будут играть роль такие факторы, как многофункциональность объекта и его возраст, так как даже с технической точки зрения более «молодые» объекты будут более гибкими по возможностям своего применения.

Коментарии (0)