Всё о продуктовой рознице
  • Россияне перешли в новую реальность

Россияне перешли в новую реальность

13 Октября 2020, 02:10

Социальное дистанцирование помогает развитию электронной коммерции.

bio.jpg

Новая реальность затронет до 30% объема рынка потребительских расходов и подтолкнет бренды на поиск новых ниш сбыта с фокусом на развитие онлайн-каналов, доставки и дистанционного обслуживания. К такому выводу пришли BCG и исследовательский холдинг «Ромир» по итогам третьей волны исследования потребительских настроений: «Российские потребители – новая реальность», проведенного в сентябре.

Опасения относительно второй волны пандемии сделали российских потребителей более внимательными в вопросах заботы о своем здоровье, а полученный ранее опыт повысил осведомленность о рисках: ненужных поездок стали избегать, а для пятой части россиян удаленная работа остается каждодневной нормой, подчеркивают аналитики. Одновременно предприниматели активно цифровизуют свое предложение и цепочку создания стоимости. «Некоторые бренды в сложившейся ситуации смогли заручиться прочной поддержкой клиентов. Так торговая сеть «Пятерочка» оказалась самым любимым брендом на карантине, «Сбер» занял вторую строчку, YouTube – третью, «Магнит» и «ВКонтакте» – четвертую и пятую соответственно. Что характерно, они отражают предпочтения потребителей в различных сферах – от рутинной закупки продуктов и банковских услуг до онлайн-контента», – комментирует управляющий директор и партнер BCG, руководитель экспертной практики по потребительским товарам и розничной торговле в России и СНГ Иван Котов.

В целом аналитики BCG видят усиление тенденций, которые проявлялись и до пандемии: рост распространения электронной коммерции и цифровых технологий (около 40% респондентов планируют тратить больше в каналах электронной коммерции), рост спроса на товары, связанные со здоровьем и уходом за собой (10% опрошенных собираются тратить больше на эти товары), стремление купить по низкой цене и охоту за выгодными предложениями (примерно 59% опрошенных ощущают финансовую незащищенность), изменение офлайн-опыта и ускорение автоматизации (30-40% потребителей будут меньше тратить в моллах и ТЦ). Все эти тенденции имеют серьезный потенциал для того, чтобы закрепиться и сохранить свое влияние и после пандемии, поясняют эксперты.

В условиях глобализации информации эффекты социальных страхов и паники граждан, экспертов, элит и ряда государственных институтов ярко иллюстрируют признаки новой беды – инфодемии, замечает президент исследовательского холдинга «Ромир», основатель Mile Group и доктор социологических наук Андрей Милехин. Несмотря на мобилизацию медицинских учреждений и преодоление первой волны, изменения в общественных отношениях и потребительском поведении неизбежны. «Россияне вынуждены адаптироваться к новой реальности. За прошедший век, пережив в трех поколениях революции, голод, войны и кризисы, этот навык у россиян развит как мало у кого, тяжелый процесс перестройки уже идет. Сложно и бизнесу. Некоторые отрасли тяжело переживают кризис, другие, как, например, онлайн-торговля и сервисы доставки, напротив, показывают небывалый рост. Все это привнесло в жизнь нашего общества новые тренды: мы говорим о меньшем посещении общественных мест, сокращении социальных контактов, увеличении доли домашнего потребления и изменении роли личного автомобиля, дачи, домашнего пространства, а также, что интересно, изменении отношения к «местному» и «российскому», – комментирует он.

По мнению потребителей, такие категории, как путешествия и развлечения все еще сопряжены с высоким риском заражения вирусом, хотя уровень тревожности снижается. В целом доля тех, кто оценивает данные активности как связанные с риском заражения, по сравнению с апрелем снизилась на 16% для категории путешествий, 18% для развлечений и 15% для ресторанов.

Практически по всем категориям трат заметны позитивные изменения по сравнению с первым исследованием. Результаты опроса демонстрируют, что быстрее всего восстановится уровень трат по таким категориям, как продовольственные товары, одежда и обувь. Тем не менее чистое снижение спроса пока что ожидается в 90% категорий; больше всего под давлением оказались сфера развлечений и предметы роскоши. «Огромный толчок в развитии во время пандемии получила электронная коммерция. На каждом этапе исследования от 15 до 27% респондентов заявляли о желании увеличить траты в данном формате, при этом сегодня уже 66% опрошенных отвечают, что планируют сохранить текущий уровень онлайн-потребления. Все это явно демонстрирует значительно возросшую популярность разных форм цифровых каналов взаимодействия. Начало «второй волны» закрепит формирующиеся новые привычки и заставит большинство компаний пересмотреть подходы к управлению покупательскими путями», – отмечает партнер в московском офисе BCG Максим Бахтин.

Многие респонденты уже привыкли к новому образу жизни. Так, в ходе исследования был выявлен целый ряд абсолютно новых привычек, развившихся в период пандемии и социального дистанцирования. Так, в Москве 43% опрошенных согласны с тем, что эта мера помогает избежать заражения вирусом. «Изменения в потребительском поведении и пересмотр стратегий трат, произошедшие в течение этого года, безусловно будут иметь долгосрочное влияние. До трети россиян в принципе не ожидают, что в дальнейшем будут тратить столько же, сколько тратили до пандемии в таких сферах как, например, путешествия и рестораны. Это, конечно, говорит не о какой-то «гибели» отраслей, а скорее о том, что представителям всех индустрий сейчас необходимо подстраиваться под происходящие изменения и придумывать новые решения по перестройке бизнеса. Более глубокий переход в онлайн, работа в рамках интеграций и экосистем, забота о безопасности клиента – то, что будет влиять на развитие рынка в дальнейшем», – комментирует исполнительный директор холдинга «Ромир» Инна Караева.

Коментарии (0)