Всё о продуктовой рознице
  • Россияне готовы к альтернативе

Россияне готовы к альтернативе

01 февраля 2021, 03:02

Продажи искусственного мяса в России за год составили 2,6 млрд руб.

meat.jpg

Аналитики Deloitte Consulting впервые оценили рынок альтернативного мяса в России. По данным компании, сейчас он составляет всего 0,7-0,8% от европейского, но имеет огромный потенциал: около 47% россиян в возрасте от 16 до 40 лет уже готовы разнообразить свой белковый рацион мясом на растительной основе, пишет Forbes. В ближайшие пять лет, по прогнозам Deloitte Consulting, категория будет расти не менее чем на 10% в год.

Производством искусственного мяса в России занялись и небольшие стартапы, и крупные агрохолдинги. Первой громко заявила о себе американская Beyond Meat. Компания пришла в Россию весной 2019-го, а к осени ее продукция появилась в торговых сетях «Азбука вкуса», «Лента», «Утконос», «Город-сад» и «Перекресток». «Продукты из растительных белков можно было найти в России всегда, но популяризация этой категории товаров связана с выходом сюда Beyond Meat, – считает директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. – Поставки продукции этой компании начали образовывать новый рынок в России. Замена традиционного мяса на растительное – это западная мода, которая спустя несколько лет дошла и до нашей страны».

По мнению директора Deloitte Consulting по потребительским товарам Мауро Эмануэле Буонджованни, в настоящее время альтернативные мясные продукты в России с ценой в 4500-6000 руб. за килограмм слишком дороги для массового внедрения. Искусственный продукт от американской компании Beyond Meat стоил в российской рознице намного дороже натурального. Например, в TGI Friday`s бургер с растительной котлетой продавался минимум за 499 рублей, а классический – за 349 руб. Упаковка из двух котлет Beyond Burger весом 227 г в «Азбуке вкуса» стоит 1200 руб.

Но на рынке уже появляются варианты и подешевле. В 2019 году Артем Пономарев и Юлия Марсель основали компанию Greenwise, которая сейчас в городе Малоярославец Калужской области производит искусственное мясо из сои, пшеницы и гороха. Продукция под новым брендом продается в 1800 точках по России, в том числе в магазинах сетей «ВкусВилл», «Азбука вкуса» и «Перекресток». По словам представителя компании, полуфабрикаты от Greenwise продаются в районе 350 рублей за 200 г.  

Летом прошлого года компания «Эфко», производитель майонеза «Слобода», объявила об инвестициях в 100 млн руб. в производство котлет для бургеров на растительной основе. Продукт разработан на базе входящего в «Эфко» центра «Бирюч-НТ», где белок создали на основе сои. Мощность пилотной линии – 500 кг в месяц. По словам гендиректора «Эфко Инновации» Андрея Зюзина, продукция проходила дегустации в общепите (например, в Subway и «Додо Пицце»), и «интерес к продукту у потребителей был высокий». Теперь ее можно купить в десяти магазинах несетевой розницы в Москве и области, стоимость – около 1000 рублей за килограмм.

Одновременно с «Эфко» стартовала компания Welldone, получившая в начале 2020 года 60 млн руб. инвестиций от венчурного фонда, основанного совладельцем Нижегородского масложирового комбината (НМЖК) Иваном Сидорком. Производственные линии компании рассчитаны на выпуск 15 т продукции в месяц (150 000 котлет), а вскоре инвесторы планируют перейти к следующему этапу – строительству в Подмосковье крупного производства мощностью 200 т искусственного мяса в месяц. В конце прошлого года продукция Welldone появилась на прилавках на прилавках «Глобуса», «Ленты», «Азбуки вкуса», а также в «Яндекс.Лавке» и у «Самоката», упаковка из двух котлет (200 грамм) сейчас стоит 209 руб.

Мировой рынок натурального мяса, по данным компании IDTechEx, в 2019 году оценивался в $2 трлн. Продажи растительного мяса в мире в прошлом году составили, по оценкам Deloitte, примерно в $11,5–12 млрд, а к 2025 году этот рынок, по прогнозам компании, достигнет $28 млрд. Объем мирового рынка альтернативного мяса всех видов в ближайшие пять лет вырастет до $30 млрд. Рост будет достигнут в первую очередь за счет европейского рынка, на котором в прошлом году было продано 38% всего произведенного альтернативного мяса. Среди крупных рынков Deloitte также называет США (27%), страны Азиатско-Тихоокеанского региона (23%) и Латинскую Америку (12%).

Рынок альтернативного мяса Deloitte делит на две группы: растительное мясо и мясо клеточное. Растительное мясо – продукт, имитирующий вид, вкус, цвет, запах и консистенцию традиционных мясных и рыбных аналогов. Его производят на основе растительных белков: сои, гороха, пшеничного глютена. Другой аналог натурального мяса – клеточное мясо «из пробирки». У животного изымаются клетки, склонные к размножению (например, эмбриональные или стволовые), затем выращивают добавками протеина в биореакторе. Еще один альтернативный животный белок – белок насекомых и червей. Но этот продукт Deloitte не учитывает из-за несущественной доли рынка.


Коментарии (0)