Всё о продуктовой рознице
  • Россияне бьют рекорды потребления

Россияне бьют рекорды потребления

31 Марта 2020, 04:03

С 16 по 22 марта, по данным Nielsen, потребление товаров FMCG оказалось выше даже предновогодних значений на 17,4%.

Vegetables.jpg

На фоне распространения COVID-19 динамика продаж в крупнейших розничных сетях России на 11 неделе года (с 9 по 15 марта) ускорилась более чем в полтора раза по сравнению с неделей ранее. Объем продаж в эти семь дней наиболее активной подготовки к карантину оказался самым высоким среди всех недель 2020 года (за исключением первой, куда попали дни новогодних закупок). Спрос вырос по сравнению с годом ранее на 13,8% в натуральном выражении (8,3% неделей ранее) при среднем росте в 2020-м году на уровне 8,3%, из чего можно заключить, что на 11 неделе более трети прироста (5,5 п.п.) обусловлено влиянием коронавируса.

В Москве, где сконцентрировался основной очаг распространения инфекции, цифры продаж оказались еще выше – по сравнению с предыдущей неделей динамика продаж ускорилась почти в три раза.

Товары длительного хранения «для карантина» вновь оказались среди лидеров роста продаж, а гречка, рис и сахар возглавили список наиболее покупаемых продуктов: в натуральном выражении продажи гречки на 11 неделе выросли на 66%, риса – на 64%, сахара – на 56%. «Вторая неделя марта – яркий пример того, что может происходить с рынком товаров FMCG, когда типичные покупательские привычки отходят на второй план, уступая место ажиотажному спросу: случаев заражения коронавирусом становится все больше, а потребители начинают активно запасаться товарами на случай карантина, расширяя свою стандартную покупательскую корзину. Вместе с товарами первой необходимости они приобретают множество сопутствующих товаров, опасаясь того, что в ближайшем будущем будут ограничены в возможности совершать покупки и питаться как обычно», – комментирует директор по работе с ритейлерами «Nielsen Россия» Константин Локтев.

В период с 16 по 22 марта рост спроса на товары FMCG ускорился. Продажи риса в натуральном выражении выросли на 224%, гречки – на 209%, макаронных изделий – на 192%, сахара – на 138%, влажных салфеток – на 150%, туалетной бумаги – на 111%. «Подобные всплески покупательской активности наблюдались и в других странах, которые COVID-19 затронул раньше: как правило, ажиотаж в магазинах наблюдался в течение трёх недель, а затем стабилизировался. Можно предположить, что аналогичное произойдёт и на российском рынке FMCG. Из-за введения новых ограничений покупатели ожидаемо сократят количество посещений магазинов и будут приобретать только необходимые продукты, используя те запасы, которые им удалось создать во время нескольких предыдущих недель», – замечает Константин Локтев.

Nielsen по итогам оценки развития ситуации с распространением COVID-19 в разных странах мира выделил шесть ступеней трансформации покупательского спроса, каждой из которых свойственны свои особенности. Сейчас Россию можно отнести к третьему и четвертому этапу в зависимости от региона. Ажиотаж в магазинах, временная нехватка ряда продуктов, рост числа посещений торговых точек и увеличение потребительской корзины – все эти индикаторы уже заметны в индустрии FMCG и ритейла.

Коментарии (0)