Всё о продуктовой рознице
  • Потребление выходит из ограничений

Потребление выходит из ограничений

10 Июня 2020, 02:06

Россияне увеличивают свои траты на фоне смягчения ограничений.

magazine.jpg

С 1 по 7 июня расходы потребителей на товары и услуги увеличились на 9,8% по сравнению с предшествующей неделей, отмечается в исследовании «Лаборатории Сбербанка» по анализу и обработке больших данных «СберДанные». Падение относительно сопоставимого периода 2019 года сократилось до 10,8% г/г. Индекс потребительской активности, характеризующий разнообразие категорий товаров и услуг в корзине покупателей, за тот же период вырос с 63,6 до 68,1 пункта. Таким образом, по словам аналитиков, продолжается дальнейшее восстановление потребительского спроса.

После последнего раунда смягчения ограничений объем непродовольственного товарооборота практически восстановился до уровней 2019 года. Изменение по итогам недели составляет лишь –1,3% г/г. Совокупный объем расходов на товары (с учетом продовольствия) растет уже на 3,2% г/г. Продолжается восстановление и сектора услуг, хотя здесь прогресс существенно медленнее. Падение все еще составляет 37,6% относительно 2019-го.

С возобновлением работы непродовольственных магазинов наблюдается резкий рост спроса. Всплеск покупок отмечается в сегменте «Одежда, обувь и аксессуары». Объемы продаж по сравнению с предшествующей неделей выросли в полтора раза, а в Москве и области — почти в два раза. Падение относительно 2019 г. сократилось до –21% г/г против –64% г/г неделей ранее. Аналогичная динамика зафиксирована в категориях «Товары для строительства и ремонта», «Мебель и предметы интерьера» и «Автодилеры», причем все три категории по оборотам вернулись к значениям 2019 года, то есть по состоянию на последнюю неделю полностью восстановились.

Смягчение ограничений также способствовало дальнейшему восстановлению отдельных видов услуг. В категории «Салоны красоты и SPA» за неделю обороты увеличились на четверть. В Подмосковье траты в этом сегменте выросли в 5,5 раза по сравнению с концом мая. Выраженный рост наблюдается в категории «Спорт». По мере появления людей на улицах также восстанавливается выручка ресторанов и кафе (–55,9% г/г). В целом прирост отмечается по всему спектру услуг.     

Динамика последней недели в значительной степени объясняется отложенным спросом. Колебания могут оказаться возвращением потребления в привычный режим, в обычную офлайн-розницу. Таким же образом связаны более скромный прирост в продовольственных категориях (+7,8% г/г) и постепенное восстановление общепита. Однако несмотря на то, что еженедельная динамика устойчиво позитивна, падение общего уровня расходов относительно 2019 года сохраняется. По расчетам аналитиков лаборатории «СберДанные», три четверти первоначального падения были связаны с изменением поведения россиян и разрывом логистических цепочек, а не собственно ограничениями. Это создает неопределенность относительно сроков полного восстановления, особенно в секторе услуг.

Коментарии (0)