Всё о продуктовой рознице

Операция кооперации

20 мая 2021, 12:05

Эксперты ожидают новых сделок на российском рынке ретейла.

shutterstock_1274424745.jpg

Российский рынок ретейла в 2021 году продолжит консолидироваться, на нем возможны значимые, но менее крупные сделки по сравнению с покупкой «Дикси» и «Биллы», пишет «Тасс». Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров заявил, что сопоставимая по размерам бизнеса с «Билла» сеть «Виктория» не продана в настоящее время. «На нее может претендовать та же «Лента», например. Как минимум есть «Виктория» – это достаточно крупный актив. Интересные сделки еще будут, но, наверное, по масштабам они могут быть меньше», – пояснил он.

Эксперт отметил, что сразу две сделки на российском рынке в мае 2021 года – намерение «Магнита» приобрести «Дикси» за 92,4 млрд руб. и «Ленты» – «Биллу» за €215 млн (19,4 млрд руб.) - произошли на фоне принятия компаниями новых стратегий. «Это продолжение процессов, которые происходили раньше. Долгое время «Магнит» был весьма аккуратен с покупками, поскольку был нацелен на решение внутренних вопросов. X5 Group c осторожностью подходит к крупным сделкам «слияния и поглощения», компания имеет очень большой опыт таких сделок и склонна подходить к таким сделкам с определенной осторожностью. «Лента» находилась в ситуации смены собственника, контролирующего акционера, потом смены менеджмента. Она, по сути, готовила новую стратегию. Сейчас мы видим, что «Магнит» и «Лента» приняли новые стратегии. В рамках реализации этих стратегий достаточно адекватно укладываются сделки M&A. На рынке появились крупные, активные покупатели, которые понимают свою стратегию, как в эту стратегию интегрируются сделки слияния и поглощения», – отметил он.

В 2020 году, по данным аналитического агентства Infoline, доля топ-10 крупнейших торговых сетей FMCG на российском рынке резко выросла с 33,3% в 2019 году до 37,4%. В топ-10 сетей вошли: X5 Group, «Магнит», Mercury Retail Group Limited, управляющая сетями «Красное & Белое», «Бристоль» и «Дикси», «Лента», «Ашан», «Метро», «Светофор», «О'Кей», «Монетка» и «Вкусвилл».

По словам президента Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрея Карпова, в России усиливается давление на региональные сети со стороны федеральных сетей с точки зрения эффективности управления ценами. «Мы вполне можем увидеть продажи среди региональных сетей, продажу их крупным сетям», – полагает эксперт. «Органическая и неорганическая консолидация будет продолжаться: крупные сети будут или покупать мелких конкурентов, или занимать площади. Уникальность российского рынка в том, что есть группа из пяти-семи крупнейших ретейлеров, и все остальные. У всех остальных перспектив остаться на рынке практически нет, потому что по эффективности они отличаются на порядок. Поэтому сетям надо понять, хотят ли они кануть в лету, как многие сети до, либо как-то успеть выгодно продаться. Еще один вариант – закупочные союзы, как создали на Дальнем Востоке», – считает старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов.

Коментарии (0)