Всё о продуктовой рознице

Операция кооперации

06 Ноября 2020, 01:11

Владельцы сетей «Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое» тестируют новый проект.

coop.jpg

С начала августа 2020 года Игорь Кесаев и Сергей Кациев, владельцы дистрибьютора «Мегаполис» (принадлежит холдинговой структуре «Меркурий») и розничных сетей «Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое» тестируют новый проект – 52 независимых магазина в Нижегородской области, которые работают по системе кооперации под единым брендом «КООП Маркет», сообщает Forbes. А «Мегаполис» поставляет им свою продукцию на льготных условиях

Магазины принадлежат потребительским кооперативам. По данным Центросоюза (организации, в которую входят потребительские кооперативы и их союзы на уровне области, края или республики), сейчас в стране насчитывается более 28 тыс. таких предприятий. Их совокупный оборот по итогам прошлого года составил 114 млрд руб., говорят в Центросоюзе.  «Потребительский кооператив – это форма социального партнерства людей и организаций на определенной территории, которая ставит целью извлечение прибыли за счет реализации товаров и услуг, – поясняет председатель совета Центросоюза Дмитрий Зубов. – Кооперация – это многоотраслевая система, основу которой составляет торговля, часто несетевые магазины традиционной розницы в сельской местности, а также точки мобильной торговли (автолавки), обслуживающие малые населенные пункты». По данным Центросоюза, в России сегодня около 1,3 млн пайщиков потребительских кооперативов.

По словам Дмитрия Зубова, идея создания обширной кооперативной торговой сети вынашивалась давно. Владелец сети «Пятерочка» X5 Retail Group объявила о создании «КООП-Пятерочка» на базе объектов потребительских кооперативов, входящих в систему Центросоюза, в 2017 году. В течение трех лет планировалось открыть 1000 магазинов под совместным брендом. Однако, по словам Зубова, проект «не получил особого развития в силу различных причин». Сегодня работает всего около 25 объектов. «Развитие проекта определяется позицией кооперативов, – поясняет представитель X5 Retail Group. – Не все помещения того или иного кооператива по формату или состоянию подходят для открытия магазинов, не все райпо устроили предложенные условия работы».

Мелкоформатной торговле сегодня сложно конкурировать с сетевыми игроками, замечает Зубов. «Сельские магазины не имеют доступа к выгодным закупочным ценам на товары, к тому же они все разные на лицо: каждый владелец оформляет вывеску на свой вкус и в этом проигрывает. Мы постарались найти формы взаимовыгодного сотрудничества, чтобы объединить кооператоров под единым брендом», – говорит он. При этом инициаторы проекта намерены сохранить юридическую и финансовую самостоятельность кооператоров. Таким образом, «КООП Маркет» не является сетью в привычном понимании ритейла: магазины объединяет не общая структура владения, а организационные рабочие процессы.

Группа «Меркурий» предоставит для кооператоров (владельцев магазинов под вывеской «КООП Маркет») специальные льготные условия: товар на реализацию со скидками, отсрочку платежей, возможность пользоваться своей логистической сетью. Сама ГК получит таким образом дополнительный канал сбыта продукции. «Мегаполис» поставляет в более чем 160 тыс. торговых точек по всей России FMCG-товары: табачную продукцию, безалкогольные и алкогольные напитки, бакалею, зажигалки, контрацептивы. Компания управляет 300 филиалами и парком из 3300 автомобилей.

По данным Infoline, во втором квартале этого года в России насчитывалось около 200 000 традиционных универсальных и специализированных магазинов FMCG-товаров, обеспечивающих 18% от общего розничного товарооборота, или около 700 млрд руб. Из них потребительские общества (кооперативы, райпо) обеспечивают около 3,5%. «В деньгах доля может показаться незначительной, зато по количеству объектов это почти 35 000 из 200 000. Как бы то ни было, это новый канал сбыта для дистрибьютора «Меркурий», который заинтересован в развитии продаж», – говорит Бурмистров.

Владельцы «Меркурия» и Центросоюз разработали обратную программу поддержки малых предприятий, которая называется «Зеленый коридор». По ее условиям мелкие региональные производители могут попасть на полки крупной федеральной сети «Дикси». «Все знают, как сложно мелкому предпринимателю пробиться на полки сетевых магазинов из-за большого количества требований, – говорит Дмитрий Зубов. – Мы договорились с владельцами «Меркурия» об отмене всех многочисленных преград, оставив один справедливый критерий – качество товара». По словам главы Центросоюза, если производитель прошел проверку, попал на полку и продажи идут хорошо, тесть шанс увеличить объемы поставок и перейти на долгосрочный договор с федеральной сетью.

В пилотном проекте «КООП Маркета» в Нижегородской области участвует 52 магазина в разных районах. В конце сентября начались первые отгрузки «Мегаполиса» товаров в магазины. «После полного тестирования процессов заказа и поставок по группам «алкоголь» и «табак» мы готовы будем приступить ко второму этапу реализации проекта – увеличению товарных групп к поставкам», – рассказывал в сентябре о планах Александр Ермаков, исполнительный директор Центра проектов Центросоюза России. По данным Центросоюза, только в Нижегородской области насчитывается около тысячи точек традиционной розницы, которые можно присоединить к сети «КООП Маркет».

Нна первом этапе вложений от кооператоров не потребуется. Все затраты берут на себя организаторы – «Меркурий» и Центросоюз. Проект работает по максимально простой системе: вывеска, поставка товара по льготным ценам и на льготных условиях, расстановка товара, форма для персонала и обучение. Точную сумму вложений в «пилот» Дмитрий Зубов назвать затруднился. По его оценке, инвестиции в ребрендинг одного магазина в «КООП Маркет» могут составить 200-500 тыс. руб. в зависимости от текущего состояния торговой точки. Таким образом, общий объем вложений в «пилот» 52 магазинов может составить от 10,4 до 26 млн руб.

Вторым регионом для экспансии станет Калининградская область. 22 сентября Сергей Кациев и Дмитрий Зубов лично представили проект развития «КООП Маркет» губернатору Антону Алиханову, который поддержал идею нового бизнеса. По словам чиновника, «сеть будет способствовать формированию конкурентной среды, расширению каналов сбыта, созданию новых рабочих мест, снижению цен и улучшению качества обслуживания». «Уже выстроилось большое количество регионов, которые желают участвовать в кооперации, но у нас пока нет возможности спокойно передвигаться по стране и заключать договоры из-за пандемии», – говорит Дмитрий Зубов. Ажиотажный интерес к кооперации глава Центросоюза объясняет приростом покупательского трафика в несетевые магазины провинции: пандемия коронавируса спровоцировала отток населения из больших городов. По его оценке, товарооборот традиционной розницы в 2020 году увеличится на 30-35% по сравнению с прошлым годом.

Коментарии (0)