Всё о продуктовой рознице

Наценка стремится к нулю

08 февраля 2022, 09:02

Власти рекомендуют ритейлерам снизить наценку до 5%.

price.jpg

Регуляторов не удовлетворило намерение крупнейших ритейлеров ограничить наценки на социально значимые продукты в размере 10%. Минсельхоз, Минпромторг и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерены убедить торговые сети ограничить наценки на часть социально значимых продуктов на уровне не более 5%, пишет «Коммерсантъ». В перечень продуктов планируется включить свеклу, морковь, капусту, картофель, лук, питьевое молоко, творог, кефир, сливочное масло, сахар, а также хлебобулочные изделия недлительного хранения.

В Минсельхозе подтвердили «Ъ», что считают целесообразным минимизировать торговые наценки на определенные категории продуктов в организованной торговле вплоть до нулевых до начала нового сельскохозяйственного сезона – 1 июля 2022 года. «Такая практика будет способствовать повышению доступности социально значимых продуктов для населения», – заявили там. В Минпромторге сообщили, что вопрос прорабатывается совместно с Минсельхозом и ФАС.

В ФАС напомнили, что федеральные сети в ответ на предложение службы уже приняли на себя обязательства по добровольному ограничению наценок на ряд социально значимых продуктов питания. В настоящее время служба прорабатывает вопрос вовлечения в эту работу «региональных» и «местных» сетей, добавили в ФАС.

В начале этого года X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и «Магнит» сами уведомили ФАС о готовности ограничить наценки не более чем на 10% на социально значимые продовольственные товары. В X5 говорили, что ограничения коснутся более 20 категорий и начнут действовать с 12 января во всех магазинах. В «Магните» уточняли, что наценка будет ограничена примерно на 200 позиций из 25 категорий, включая вермишель, некоторые виды овощей, хлеб, молоко, сливочное масло, гречневую крупу. По данным Росстата, с начала 2022 года к 28 января сахар подорожал на 0,7%, молоко – на 0,6%, капуста – на 2,1%, морковь – на 1%, картофель и свекла – на 0,4%.

Директор Национального плодоовощного союза Михаил Глушков сомневается, что ограничение наценок позволит в краткосрочной перспективе стабилизировать цены на овощи, так как в ближайшие месяцы традиционно будут расти импортные поставки. По его мнению, более эффективным вариантом решения проблемы могло бы стать субсидирование автомобильных перевозок овощей из регионов, где есть профицит такой продукции. Как отмечает Глушков, значительную часть в конечной стоимости овощей формирует логистика. Но, добавляет он, в долгосрочной перспективе эффект даст только увеличение производства.

Зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов опасается, что недобросовестные сети, чтобы сохранить рентабельность, будут пытаться переложить ограничение наценки на плечи поставщиков, издержки которых растут опережающими темпами. Член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин добавляет, что сети уже используют повышенное внимание регуляторов как оправдание для отказа поставщикам, особенно небольшим, в повышении цен. Производители вынуждены работать на грани или ниже рентабельности, а ритейл ставит себе в заслугу социальную ответственность, возмущается он.

Коментарии (0)