Всё о продуктовой рознице
  • К 2030 году бизнес поменяет «лицо»

К 2030 году бизнес поменяет «лицо»

19 Июня 2020, 04:06

В ближайшие 10 лет роботы и искусственный интеллект заменят до 50% работников.

shutterstock_717996685.jpg

Совместное исследование Digital Leader, PwC, IDC и «КРОК», в ходе которого было опрошено более 160 руководителей и менеджеров из ИТ-индустрии, консалтинга, подразделений компаний, занимающихся внедрением и разработкой инноваций, а также цифровой трансформацией, показало, что к наибольшим изменениям в компаниях приведет внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения (AI&ML) (оценка влияния – 4,42 из 5 баллов). По их мнению, к 2030 году в России появится налог или лицензия на искусственный интеллект, а также маркетплейс моделей искусственного интеллекта.

Также приведет к изменениям в компаниях Интернет вещей (IoT) (3,96 балла). Эксперты сошлись во мнении, что в течение ближайших пяти лет можно будет бесконтактно считывать информацию о собеседнике на офлайн-мероприятиях.

Окажет влияние на российские компании и роботизация процессов (RPA) (3,91 балла). Причем до 50% работников заменят роботы и искусственный интеллект. Об этом заявило большинство опрошенных (89%). Это в первую очередь может коснуться таких профессий, как операторы колл-центров, продавцы, кассиры, консультанты, бухгалтеры, водители, машинисты и секретари. В дефиците на рынке труда окажутся ИТ-специалисты, инженеры, врачи, биоинженеры, генетики, аналитики данных, специалисты по информационной безопасности, а также психологи и учителя. Участники исследования полагают, что уже к 2025 году на 95% вызовов в колл-центрах будут отвечать роботы, а не операторы. «Некоторые профессии действительно будут исчезать ввиду нарастающей автоматизации и внедрения искусственного интеллекта. Однако не стоит драматизировать ситуацию, поскольку будут появляться и новые профессии, – комментирует вице-президент и управляющий директор IDC в России и СНГ Роберт Фариш. – Также будут меняться корпоративная культура и подход к управлению организациями, которые становятся все более цифровыми и распределенными географически. Иерархичные структуры будут заменяться более гибкими, что позволит быстрее принимать решения, внедрять инновации и выводить новые продукты на рынок, а также повышать эффективность работы проектных команд. Мы будем все больше переходить от традиционных ключевых показателей эффективности, например, затраченных на проект часов или количества продаж, к ключевым поведенческим показателям. Они могут выражаться в способности менеджеров к эмпатии и способности устанавливать прочные связи с использованием эмоционального интеллекта, адаптации сотрудников к задачам, требующим новых знаний, или в умении сотрудников выполнять новые функции, необходимые компании в тот или иной период».

Из-за пандемии коронавируса наибольшее развитие получат технологии для удаленного доступа, считает каждый третий участник исследования. Однако даже после окончания режима изоляции такие решения будут востребованы бизнесом. Во многом это связано с тем, что все больше людей будет работать дистанционно. Так, к 2030 году более половины сотрудников будет работать удаленно, об этом заявило большинство респондентов (53%).

«Сложившаяся ситуация будет способствовать распространению искусственного интеллекта и машинного обучения (AI&ML), а также виртуальной и дополненной реальности (VR/AR). Эти технологии позволяют выполнять многие задачи удаленно. Например, находящиеся в разных местах инженеры или дизайнеры сегодня могут в виртуальной реальности совместно проектировать и согласовывать макеты и чертежи. Дополненная реальность помогает из дома консультировать и оценивать работу сотрудников на заводах. Кроме того, пандемия уже дала толчок для развития машинного обучения. За несколько месяцев появилось множество технологий, которые могут определять Covid-19 и уровень поражения легких на основе разных параметров, например, с помощью компьютерной томографии или рентгена», – объясняет комьюнити-менеджер Digital Leader Алексей Сидорин.

Текущее состояние цифровизации и инновационного развития российских компаний респонденты оценили как удовлетворительное – средняя оценка этого показателя составила 3,2 балла из 5 возможных. По их мнению, наиболее успешно эти процессы проходят в финансовом секторе, ритейле и FMCG, телекоме, а также в сфере медиа и развлечений.

Респондентам было предложено оценить по пятибалльной шкале, насколько мешает внедрению инноваций тот или иной фактор. Так, главным барьером для цифровизации сегодня и через десять лет эксперты назвали негибкие и медленные процессы в компаниях. Этот фактор получил оценки 3,77 и 2,83 балла (из 5 баллов) соответственно.

Отсутствие бюджетов на проекты по цифровизации также сильно препятствует этому процессу в 2020 году (3,62 балла) и продолжит в будущем (2,76 балла). При этом к 2030 году негативно влиять на распространение инноваций будет также нормативно-правовой барьер (2,72 балла).

Коментарии (0)