Всё о продуктовой рознице
  • Бизнес обяжут собирать бутылки

Бизнес обяжут собирать бутылки

17 Августа 2020, 12:08

Власти намерены провести эксперимент по приему тары в магазинах.

Fandomat.jpg

Вице-премьер Виктория Абрамченко, курирующая в правительстве экологию, поручила Минпромторгу, Минприроды, Роспотребнадзору и «Российскому экологическому оператору» (ППК «РЭО») разработать и обеспечить проведение эксперимента по приему потребительской упаковки в торговых объектах, пишет «РБК», располагающая копией документа.

Эксперимент, который будет проводиться в рамках «дорожной карты» по внедрению раздельного сбора мусора в России, стартует после 15 января 2021 года и продлится до конца третьего квартала 2021-го. Проект начнется уже с четвертого квартала 2020 года, уточнили в Минпромторге. Профильные министерства и ведомства должны предоставить отчет о подготовке к нему до 1 октября и в дальнейшем ежеквартально сообщать о промежуточных результатах его проведения. В ППК «РЭО» РБК сообщили, что основные функции по подготовке эксперимента возложены на Минпромторг. Со своей стороны компания готовит предложения, которые будут представлены министерству.

План мероприятий по внедрению раздельного сбора мусора, о котором идет речь в поручении вице-премьера, – часть «мусорной реформы», которая началась в России в 2019 году. Он разделен на несколько этапов: формирование федерального законодательства, позволяющего организовать раздельный сбор мусора, мероприятия по внедрению раздельного сбора в регионах и реализация информационной политики в этой сфере.
Действительно, инициатива со сбором тары в магазинах не новая, напоминают в «РБК». Еще в 2019 году Минпромторг начинал проработку аналогичного эксперимента по сбору бутылок и банок в магазинах по поручению Дмитрия Медведева, занимавшего на тот момент пост премьер-министра. Согласно разработанному тогда министерством плану мероприятий (рабочие документы по проекту есть в распоряжении РБК), в частности, должны были быть определены виды потребительской тары, пригодной к массовому сбору для переработки и повторного использования. Затем, после внесения необходимых изменений в законодательство, министерство планировало провести эксперимент по сбору потребительской тары и упаковки в магазинах, подготовить нормативную базу и запустить его в начале 2020 года. Однако в дальнейшем публичных данных о ходе проведения эксперимента или его результатах не было.
Опрошенные «РБК» продуктовые сети об эксперименте уже знают, но им ничего не известно о его параметрах. Представитель Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) сообщил, что эксперты АКОРТ и торговых сетей участвуют в деятельности рабочих групп по разработке концепции расширенной ответственности производителя (РОП) и других аналогичных проектов. «С нашей точки зрения, инициативы, направленные на системное развитие вторичной переработки, у нас в стране заслуживают самого внимательного изучения», – добавил он.

Сеть «Магнит» готова участвовать в обсуждении деталей эксперимента, но сформировать инфраструктуру для сбора и переработки упаковки силами одних только ретейлеров невозможно, отметила Анна Мелешина, директор департамента по корпоративным отношениям и устойчивому развитию бизнеса сети. «Это должны быть совместные усилия со стороны производителей упаковки, поставщиков товаров, переработчиков, розницы и государства», – констатирует она. В Metro также отметили, что для того, чтобы приступить к реализации эксперимента, необходимо провести детальную проработку всех условий совместно с участниками отрасли и профильными ведомствами.

Ретейлеры также указывают, что по-прежнему существуют законодательные ограничения, которые препятствуют широкому развитию приема потребительской упаковки в магазинах. Они связаны как с санитарно-ветеринарными требованиями, с требованиями антитеррористической безопасности граждан, так и с техническими требованиями к помещениям и прочим. Например, действующие СанПиНы не разрешают устанавливать пункт приема вторсырья от населения в помещениях продовольственных и промтоварных магазинов, в помещениях складов этих магазинов, на территории предприятий торговли и общественного питания.

По словам заместителя руководителя комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России» Натальи Беляевой пока у производителей нет обязанности отвечать за весь объем выпускаемой ими продукции, непонятен источник средств для таких экспериментов. Организация сбора предполагает определенные решения: урны, контейнеры, фандоматы, электричество, помещение для накопления собранного для последующего вывоза на переработку, сотрудник, который следит за эксплуатацией (помогает покупателям разобраться, опорожняет заполненный контейнер и т.д.), затраты на техобслуживание, ремонт. И это еще не считая самого вывоза и последующей досортировки и переработки, перечисляет замруководителя. В зависимости от модели только покупка одного фандомата обойдется примерно в 450 тыс. руб, аренда – в 30 тыс. руб.

Многие крупные ретейлеры самостоятельно тестируют проекты по сбору пластиковой упаковки и алюминиевой тары. Например, X5 Retail Group совместно с Unilever, Coca Cola и Henkel установила 15 фандоматов в магазинах своих сетей. У «Магнита» партнерская программа также с Unilever и InBev, АО «Татспиртпром» и «ЭкоВакино». Ранее ретейлер установил 12 пилотных фандоматов в нескольких российских регионах, а в 2020 году с компанией Procter & Gamble планирует установить еще 80 фандоматов в Москве и Краснодаре. Использование автоматов позволяет потребителям получить купоны на скидку, но проекты ретейлеров и их партнеров не коммерческие. «Фандоматы – это достаточно эффективный инструмент для формирования экосознания и роста культуры раздельного сбора мусора среди потребителей, но это вряд ли сможет стать способом решения вопросов «мусорной реформы» в рамках страны», – сомневается Анна Мелешина. К примеру, в новом проекте в Краснодаре и Москве «Магнит» планирует поставить 80 фандоматов, но не может увеличить их число из-за технических ограничений, хотя в обоих городах у компании свыше тысячи точек. В целом по сети только 2,5% от общего числа магазинов подходит под текущие регуляторные и технические требования к установке фандоматов.

Коментарии (0)