Всё о продуктовой рознице
  • Ажиотаж на гречку подошел к концу

Ажиотаж на гречку подошел к концу

14 апреля 2020, 04:04

С 30 марта по 5 апреля продажи «товаров для карантина» в сетях, по данным Nielsen, продолжили закономерное снижение.

Grecha1.jpg

Продажи риса в натуральном выражении замедлились с 63 до 24% по сравнению с аналогичной неделей прошлого года, макаронных изделий – с 68 до 17%, а продажи гречки – вовсе с 70 до 1%, замечают в Nielsen. «Краткосрочный всплеск продаж товаров длительного хранения окончательно подошел к концу, и после относительной стабилизации спроса стали заметны тенденции, которые обещают надолго закрепиться в репертуаре потребительских привычек россиян. Во всех регионах страны на первое место в списке приоритетов все более явно выходит потребность поддержания чистоты дома и гигиены. За эти семь дней продажи средств для уборки в крупнейших розничных сетях России продемонстрировали двузначные темпы роста, опережающие во многих случаях значения в других категориях товаров: средства для мытья полов – 98%, влажные салфетки – 51%, мыло – 50%, универсальные средства для уборки дома – 42%. Кроме того, уже не первую неделю продажи санитайзеров бьют рекорды, и эти семь дней не стали исключением – только в крупнейших розничных сетях объемы их продаж были в пять раз больше, чем годом ранее (+431%), а антисептиков для кожи — почти в 30 раз больше (2700%)», – говорит директор по работе с ритейлерами «Nielsen Россия» Константин Локтев.

Динамика продаж товаров FMCG в крупнейших розничных сетях России в натуральном выражении, %

Nielsen 1.jpg

Источник: Nielsen

Высокие темпы роста целого списка «товаров для карантина» затмили другую сторону пандемии, а именно те категории, которые больше других пострадали из-за распространения COVID-19. По словам Константина Локтева, динамика их продаж позволяет сделать не менее важные выводы об изменениях в потребительском поведении россиян, которые отразятся на покупательских привычках в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Так, из-за необходимости самоизоляции ощутимо снизился спрос на товары по уходу за собой, например, средства для укладки волос (-41% в натуральном выражении), дезодоранты (-29%), средства для ухода за кожей после бритья (-14%), кондиционеры и краску для волос (-9% и -5% соответственно) и целый ряд смежных категорий – об этом свидетельствуют данные ритейл-аудита Nielsen в крупнейших розничных сетях с 30 марта по 5 апреля по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Динамика продаж антисептиков в крупнейших розничных сетях России, %

Nielsen 2.jpg

Источник: Nielsen

Кроме категорий ухода за собой на протяжении последних недель марта и в начале апреля проседают продажи и у импульсных продуктов питания – например, жевательной резинки (-45% в натуральном выражении на неделе с 30 марта по сравнению с аналогичной неделей 2019 года), шоколадных батончиков (-21%), шоколадных драже (-24%). Все перечисленные категории демонстировали положительные темпы роста в недели, предшествующие ажиотажным.

Динамика продаж средств по уходу за собой в крупнейших розничных сетях России с 30 марта по 5 апреля, %
Nielsen 3.jpg
Источник: Nielsen

Все больше покупателей совершают онлайн-покупки FMCG, продажи которых замедляются, но темпами в разы меньшими, чем в офлайн. А главным бенефициаром сложившейся ситуации оказались магазины у дома, которые из-за рекомендаций по самоизоляции стали для многих основным местом шопинга. По данным Nielsen Total Store Read (TSR), включающим продажи всей ассортиментной матрицы сетей, за семь дней с 30 марта по 5 апреля минимаркеты продемонстрировали наибольший рост – 34% в натуральном выражении по сравнению с аналогичной неделей прошлого года, тогда как в среднем во всех каналах (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры и минимаркеты) он составил 13%.


Коментарии (0)