Всё о продуктовой рознице

Волшебные семена

16 Апреля 2019, 09:04 Анна Назарова
Предприниматель Евгений Скигин одним из первых в России решил заняться не только переработкой, но и выращиванием технической конопли. Сегодня основанная им группа компаний «Коноплекс» располагает почти половиной посевных площадей этой культуры в стране и активно расширяет конопляную продуктовую линейку, в том числе масел холодного отжима. В 2019 году агрохолдинг планирует увеличить производственные мощности в два раза и построить собственный завод в Пензенской области.

4x5_1.jpg

В основу бизнеса Евгения Скигина, ныне совладельца агрохолдинга «Коноплекс», легла идея развития возобновляемых ресурсов: экотоплива, переработки пластика и возделывания агрокультур, способных улучшить экономическую ситуацию. После короткого анализа рынка выбор пал на коноплю – многофункциональную и неприхотливую сельскохозяйственную культуру. «При правильном подходе конопля является сырьем для выпуска широкого ассортимента продукции, что существенно снижает издержки, присущие работе с монопродуктом. Промышленная конопля идет и в пищу в виде семян и масла, на производство волокна для нетканых материалов, веревок и канатов (пенька), текстиля, а также в качестве материала для строительства и подстилки животным (костра). Она не требует много воды и пестицидов, оздоравливает почву и идеальна для выращивания в средней полосе России, – поясняет Евгений Скигин. – Из конопли можно производить более 1000 наименований пищевых продуктов, биопластик, костробетон, топливные брикеты, различные экоткани, целлюлозу, нетканые материалы и даже бумагу. Список товаров из конопляного сырья бесконечен. Однако на сегодня в России рынок сбыта очень небольшой и только начинает формироваться».

По законам сохранения

Сперва предприниматель запустил «конопляные» проекты за границей. В Австралии он нашел компанию EcoFibre, располагавшую 280 га земли под выращивание этой культуры, и в начале 2009 года договорился о выкупе 50% акций. Таким образом австралийский производитель получил дополнительные инвестиции, а российский бизнесмен – производственную площадку и опытного парт­нера. Чуть позже Евгений Скигин стал акционером голландской Dun Agro, одного из крупных предприятий по возделыванию конопли в Европе с 1000 га земли.

Успех зарубежных проектов заставил задуматься о расширении бизнеса и организации собственной производственной площадки на территории России. В 2014 году Евгений Скигин создал агрокомплекс «Коноплекс», куда вошли компании: «Коноплекс Пром», «Коноплекс Продукты Питания», «Коноплекс Пенза» и «Коноплекс Агро». В 2015 году «Коноплекс» впервые собрал урожай конопли. «Наша компания далеко не первая, кто после упадка отрасли начал заниматься выращиванием и переработкой агроконопли. Многие сосредоточились на производстве волокна и товаров на его основе, кто-то только давит масло из покупных семян. Мы же попытались охватить сразу несколько направлений: промышленное – производство конопляного волокна, пищевое – производство конопляного масла, семян и других продуктов из конопли, семеноводство – семена на посев и продажу», – рассказывает Евгений Скигин.

По его словам, пищевая конопля издавна использовалась на Руси во многих отраслях хозяйства. В середине ХХ века культивирование конопли посевной стало существенно сокращаться как в общемировом, так и в российском масштабах в связи с принятием конвенции ООН о сокращении посевных площадей технической конопли в рамках борьбы с марихуаной, и целое поколение забыло, что конопля может быть безнаркотической.

Толчком для постепенного восстановления отрасли стал выход постановления Правительства РФ «Об установлении сортов наркосодержащих растений, разрешенных для культивирования в промышленных целях, требований к таким сортам и к условиям их культивирования» от  20 июля 2007 года, которое внесло ясность в отношения между сельхозпроизводителями и контролирующими органами. Посевные площади под коноплю стали медленно, но неуклонно увеличиваться. Сегодня они насчитывают около 7900 га. «Мы запускали наш проект с нуля: не было производственной базы, технологий, катастрофически не хватало специалистов с практическим опытом, агротехники, а самое главное – качественных семян, – свидетельствует генеральный директор компании «Коноплекс Агро» Милена Александрова. – Если вы хотите остаться в этом бизнесе надолго, то семенной фонд – это ваша основа. Именно поэтому первые деньги были потрачены на селекцию и работу по воспроизводству качественного семенного материала».

В 2018 году ГК «Коноплекс» получила официальный статус семеноводческого хозяйства и теперь может обеспечивать посевным материалом и сырьем для производства продуктов питания из конопли не только себя, но и других сельхоз- и товаропроизводителей в России и СНГ. По итогам прошедшего года агрохолдинг занял лидирующие позиции по посевным площадям этой культуры – более 3500 га, что составило почти половину всех засеиваемых в стране территорий.

DSC07322.jpg

Как по маслу

Создав собственную сырьевую базу, компания приступила к расширению проекта и начала развивать направление масел холодного отжима. Одной из предпосылок к такому решению стал тренд на здоровое питание. По данным компании «Коноплекс Продукты Питания», основанным на информации Euromonitor International, сегмент health and wellness в 2016 году стал самым быстроразвивающимся на глобальном рынке продуктов питания и напитков, увеличившись на 6,8%, до $36 млрд. Последние несколько лет наблюдается и увеличение потребления функционального питания. Так, если в 2015 году объем сегмента оценивался в $128 млн, то к 2020-му он достигнет $220–250 млн.

В 2017 году была запущена новая линия немецкого производства по отжиму масел из конопляных семян холодным способом. Со временем добавили еще пять масличных культур – теперь в линейке представлены тыквенное, облепиховое, подсолнечное, льняное и горчичное масла. Для продвижения продукта была создана торговая марка «Коноплянка». «Культура потребления исконно русского конопляного масла была утеряна, но мы готовы приложить большие усилия, чтобы изменить это. Мы убеждены, что конопляное масло со временем должно составить здоровую конкуренцию менее питательному подсолнечному и завозному оливковому», – уверена Милена Александрова.

Основные сложности в отлаживании технологии и производственного процесса возникли на этапе поиска источников сырья. В первую очередь это коснулось тыквы, облепихи, подсолнечника и льна, поскольку компания не располагала собственной сырьевой базой по данным позициям. Пришлось провести строгий отбор поставщиков, чтобы получить стабильный и подходящий по органолептическим и физическим свойствам результат. Постепенно агрохолдинг создал свой пул поставщиков, отказавшись от прогорклых, дешевых семян и технических сортов. «Мы не экономим на сырье и используем только 100% российские семена, это наш принцип. В компании жестко зафиксированы нормы входного контроля качества сырья и материалов. Все партии сопровождаются двойным анализом и полным пакетом документов. Мы не используем ароматизаторы, добавки и консерванты. Кроме этого, разливаем масло только в бутылки из темного стекла, чтобы защитить продукцию от преждевременного окисления. Мы никогда не стремились сделать линейку бюджетных масел сомнительного качества», – подчеркивает Милена Александрова.

От приобретения оборудования до тестовых партий продукции, которые готовы были занять полки в магазинах, ушло практически полгода напряженной работы. Инвестиции в пищевое производство составили порядка 50 млн руб. Расходы на продвижение еще предстоят и будут не менее значительными, отмечают в компании.

Иванкина.jpg

Пустить корни

Свою первую поставку «Коноплекс» осуществил в 2017 году в региональную сеть «Караван». Объемы партии были небольшие, так как ритейлер взял масло «на пробу». Уже в первые недели потребители продемонстрировали интерес к продукту, и продажи стали расти. Сейчас в «Караване» уже представлена вся линейка «Коноплянки», а у производителя заключен прямой контракт на поставки.

За последний год производитель начал сотрудничество с такими федеральными и локальными сетями, как «Карусель», «О’Кей», «Евроспар», «Глобус гурме», «Бахетле», «Табрис», «Золотая нива», «Фермач», «Смартори». Продукцию «Коноплянка» можно купить в каждом крупном городе России и на крупнейших маркетплейсах страны – Wildberries.ru и Ozon.ru, а также в более чем трех десятках мелких интернет-магазинов здорового питания.

На данный момент ассортимент компании насчитывает шесть наименований масла холодного отжима, четыре позиции ядра конопли, пять видов растительной муки, пять видов жмыха, три позиции волокна и одно наименование костры. Объемы производства растут по мере увеличения спроса на продукцию и заключения новых контактов. Компания строит собственный завод в Пензенской области и планирует переехать туда не позднее июля–августа 2019 года. Общая мощность пока составляет 690–750 т масла в год. Но собственная площадка позволит увеличить производительность в несколько раз и расширить линейку выпускаемой продукции.

В 2019 году «Коноплекс» ожидает роста продаж на уровне не менее 20–30%. В компании планируют уделять больше внимания продвижению семян конопли как самостоятельной позиции. Для этого производитель специально разработал новую удобную упаковку – в дойпаках. В самое ближайшее время на прилавках появится и «Нутриентная смесь» (семена конопли 50%, семена тыквы, льна белого и золотого, кунжута черного и белого и семена паприки), которую можно добавлять в супы, каши, смузи, салаты и даже выпечку. На ближайшую перспективу намечен запуск растительных напитков, натуральных лимонадов и конопляного протеина.

Основным локомотивом продаж тем не менее будет оставаться конопляное масло. Именно эту позицию производитель ставит во главе линейки «Коноплянка» и готов тратить средства на его продвижение. В плане довести долю продаж конопляного масла до 50% общего оборота по готовой продукции. Сейчас его доля продаж составляет не больше 30% в денежном эквиваленте. Тройку лидеров в количественных показателях дополняют льняное и тыквенное масла.

1_IMG_0037-6.jpg

Дело техники

Культура потребления продуктов из пищевой конопли в России все еще остается низкой, отмечает Милена Александрова. По ее мнению, это связано с упадком отрасли в перестроечные годы. «Мы за три года работы с коноплей привыкли к разным шуткам на этот счет. На всех наших мероприятиях нам приходится зачитывать целые лекции о многовариативности и пользе применении продукции из конопли, в том числе масел холодного отжима, а также об отсутствии в них наркотической составляющей, – замечает Милена Александрова. – Мы постоянно проводим дегустации в точках продаж. Активно ведем инстаграм-аккаунт, где самым доступным способом пишем про пользу нашей продукции и предлагаем различные варианты ее применения».

В западном мире многие страны не путают техническую коноплю с наркотической и четко разграничивают понятия hemp и marijuana на законодательном уровне, поясняет она. Хотя внешне растения неразличимы, разница между сортами колоссальная: сельскохозяйственная конопля не содержит ТГК (<0,01%, тетрагидроканнабинола). «Такие поля даже не нуждаются в охране, ведь наркозависимые сами прекрасно знают, что эти сорта для наркотического употребления совершенно не подходят, – добавляет Милена Александрова. – Запад уже пережил конопляный бум, и теперь для них продукты из конопли, как для нас греча. И ни у кого не возникает удивления, что коноплю можно есть, все знают, насколько это полезно».

В целом мода на продукцию из конопли, по ее словам, постепенно захватывает и российский рынок, чему способствует увлеченность ЗОЖ. В России продажи здорового питания в 2017 году составили около $660 млн, отмечают в «Коноплекс Продукты Питания» со ссылкой на Euromonitor International. «Согласно расчетам «Национального органического союза», с 2010 по 2015 год сегмент органической продукции увеличился на 60%, с $116 до $210 млн. По оценке FAS USDA, к 2020 году ожидается повышение показателя до $280 млн. Бум на ЗОЖ, охвативший мир несколько лет назад, продолжает набирать обороты. Экология больших городов оставляет желать лучшего, и многие хотят покупать продукты, способные обогатить ежедневный рацион. Другие же по этическим соображениям или по состоянию здоровья переходят на путь осознанного питания и стараются употреблять больше органики, – комментирует Милена Александрова. – При возделывании конопли на пищевые цели мы полностью отказались от  применения пестицидов. И сейчас подали заявление о проведении сертификации органического производства. Это серьезный и ответственный шаг, процедура получения сертификата будет проходить в течение трех лет».

С одной целью

В статье идет речь исключительно о промышленных сортах конопли, содержащих в сухой массе листьев и соцветий верхних частей растения не более 0,1% тетрагидроканнабинола. Сорта внесены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию согласно Постановлению Правительства РФ от  20.07.2007 № 460 (ред. от 30.10.2010) «Об установлении сортов наркосодержащих растений, разрешенных для культивирования в промышленных целях, требований к таким сортам и к условиям их культивирования».

Коментарии (0)
Читайте также
10 Июля 2019, 10:07
26 Июня 2019, 01:06