Всё о продуктовой рознице

Весовая категория

30 Марта 2009, 05:03 Юлия Пильникова

Вслед за снижением темпов развития сетевого ритейла – главного потребителя весового оборудования, – резко снизились продажи производителей весов. При этом импортеры оказались в еще более затруднительном положении – в то время когда ритейл нуждается в бюджетных решениях, цена на зарубежные марки весов из-за роста курса валют выросла на 30–40%.

Автор: Юлия Пильникова

Первое падение
Последние несколько лет российский рынок весового оборудования для торговли ежегодно рос на 15-20%. В четвертом квартале 2008 г. продажи впервые начали снижаться. По данным компании «МАССА-К», падение спроса произошло из-за того, что большинство сетевых розничных компаний
заморозили свои проекты по развитию из-за снижения потребительской активности и сокращения банковского кредитования.
По оценке Натальи Герасимовой, старшего продукт-менеджера ГК «АТОЛ», в 2008 г. емкость рынка торгового весового оборудования в России составила около $10 млн (по среднему курсу доллара в 2008 г.), и в 2009 г. Герасимова ожидает падения в стоимостном выражении на 20%.
Хотя емкость рынка в натуральном выражении, по мнению Владимира Горшкова, менеджера по продукции ГК «Сервис Плюс», все же немного вырастет. Горшков рассчитывает на количественный рост на уровне 5% по итогам 2009 г.
В компании «МАССА-К» ожидают, что основным потребителем весов для торговли в 2009 г. станут магазины «у дома», которые продемонстрируют высокие темпы роста даже во время общей регрессии ритейла. Кроме того,
специалисты «МАССА-К» прогнозируют динамичное развитие вторичного рынка весов.
Импортеры пока в лидерах
Ключевые игроки рынка весов для торговли: компания Digi Россия – представительство японского производителя весов Teraoka Seiko Co., Ltd (торговая марка Digi); корейская компания CAS, поставляющая серию весов LP, CL5000 и др.; швейцарская Mettler Toledo, продающая весы марки Tiger. В 2006 г. на российский рынок вышла марка Ishida (Япония).
В премиальном сегменте были популярны немецкие весы Bizerba. Но, по последним данным, эксклюзивный представитель Bizerba в России – компания «Шаллер-Москва» закрыла направление по продаже этих весов.
Из крупных российских производителей можно назвать компанию «МАССА-К», представившую в 2008 г. серию весов с печатью этикеток ВПМ-ТВ_Р3. А также отечественную компанию «Штрих-М».
По оценкам Владимира Горшкова, до настоящего момента ритейлеры отдавали предпочтение иностранным маркам: доля продукции зарубежных производителей в общем количестве установленных в сетевых магазинах весов сегодня составляет не менее 80%. Однако с ростом курса валют позиции зарубежных марок на российском рынке могут пошатнуться:
– Продукция зарубежных производителей всего за несколько месяцев выросла в цене в среднем на 30-40%. Например, если раньше серия весов SM-100 компании Digi позиционировалась в нижнем ценовом сегменте, то сегодня это уже средняя ценовая категория, – говорит Владимир Чудаков,
продукт-менеджер направления «весы с печатью этикеток» компании «Штрих-М». – В связи с сильной ограниченностью финансовых ресурсов на рынке ожидаю, что ритейлеры будут больше покупать бюджетные решения и обратят свое внимание на нижний ценовой сегмент, в котором сильные позиции занимает продукция отечественных компаний.

Каждому отделу – свои весы
Прилавочная торговля: специалисты компании «МАССА-К» рекомендуют использовать торговые весы с двусторонним дисплеем. Современные модели таких весов позволяют не только взвешивать товар, но и калькулировать его
стоимость, подсчитывать сумму по нескольким взвешиваемым товарам, производить расчет сдачи.
Магазины с большим товарным ассортиментом: оптимальный выбор – весы с печатью этикеток, считает Владимир Горшков. Размещаются они обычно в торговом зале и подсобных помещениях магазина. Применение таких весов освобождает персонал от ряда операций по обработке весового товара. А значит, существенно снижает вероятность образования очереди.
– Крупным магазинам мы предлагаем весы с чекопечатью моделей CAS CL5000 и CL5000-Junior, небольшим магазинам – весы AP, а независимым торговым точкам – ER и ER-II, – приводит примеры Владимир Ушаков, специалист отдела маркетинга компании «КАС-центр».
Отдел «овощи-фрукты»: стоит использовать весы самообслуживания. Однако этот вид весов пока не пользуется популярностью в России. Ритейлеры не доверяют покупателям, опасаясь воровства.
– Снизить случаи воровства можно, например, повесив рядом с весами картинку с надписью «улыбнитесь, вас снимает скрытая камера». Кроме того, можно установить дополнительные недорогие весы на кассе, и если у кассира возникают подозрения, он может произвести контрольное взвешивание, – рекомендует Владимир Чудаков.
Рыбный отдел: по словам Ирины Салимжановой, продуктменеджера компании «Пилот», здесь часто используют подвесные весы с чекопечатью из нержавеющей стали. Весы такой конструкции можно использовать в условиях высокой влажности: они сохраняют работоспособность при прямом попадании жидкости на весовую платформу и корпус.
Мясной отдел: предпочтение отдается весам с печатью этикеток, принтер которых находится на стойке, что обеспечивает защиту печатающего механизма от попадания грязи.
Уровень защиты оборудования от влаги, пыли и механических воздействий указывается в паспорте изделия.
– Например, для работы с овощами, склад которых находится в неотапливаемом помещении, мы рекомендуем весы компании CAS, модель DL-200 в исполнении IP64. IP – это класс защиты, цифра 6 говорит о высоком уровне защиты от пыли, а цифра 4 – о том, что весы защищены от брызг воды, которые могут быть направлены под любым углом, – рассказывает Юлия Статкевич, маркетолог компании «Торговый дизайн».
Магазин с автоматизированной торговой системой: весы должны иметь возможность интеграции с ней и с другим оборудованием. Интеграция может быть как прямой, так и с помощью специального ПО, разрабатываемого под конкретную информационную систему. Для работы в составе ИС в современных весах обычно предусмотрены специальные интерфейсы (в первую очередь – Ethernet).
Настоящий компьютер
С развитием электронных технологий на российском рынке стали появляться весы на базе персонального компьютера. Пока что эти устройства еще дороги
и не очень широко распространены.
В качестве примера таких весов Владимир Горшков назвал модель Digi SM-700. Эти весы построены на базе ПК с процессором Celeron, работающего под управлением ОС Linux. Достоинства этого оборудования в отсутствии ограничений, связанных с объемом памяти, хорошая эргономика за счет использования сенсорного дисплея, широкие рекламные возможности. Например, модификация SM-700 EV имеет в качестве дисплея покупателя TFT-монитор, способный помимо текстовой информации о товаре демонстрировать красочные рекламные ролики, рецепты приготовления блюд, объявления об акциях, скидках и т. п.
Весы серии UC Advanced компании Mettler Toledo, работающие под управлением стандартной операционной системы WEPOS компании Microsoft, прошли уже более 22 тыс. инсталляций по всему миру. Они оснащены цветным сенсорным ЖК-дисплеем. Объем оперативной памяти в этих весах от 128 Мбайт, жесткий диск от 40 Гбайт. Такие весы можно использовать даже в качестве сервера.
Российские компании также постепенно укрепляются в этом сегменте рынка. Конкурентное преимущество отечественных разработчиков – низкая цена при сопоставимом функционале.
– Осенью 2008 г. мы вывели на рынок весы «Штрих PC 200 CE» на платформе Windows CE, – рассказывает Владимир Чудаков. – Их розничная цена не превышает 45 тыс. руб., тогда как зарубежные аналоги стоят в несколько раз дороже. Нам удалось предложить такую привлекательную цену, так как мы производим оборудование в России. Это значит, что мы значительно сократили расходы на растаможивание комплектующих, которые используются в весах. Кроме того, мы используем те же материалы и технологии, что и в других наших популярных разработках, что также положительно сказывается на цене оборудования.

Нажми на кнопку
Среди разработок, которые также могут быть востребованы в ближайшем будущем, Владимир Горшков назвал весы HighTouch Self Service. Эта новая технология обслуживания предполагает, что на полке, где выложен товар,
находятся специальные кнопки. Покупатель берет нужное количество товара для взвешивания, нажимает на кнопку. Информация отправляется на весы, покупателю остается просто положить на весы выбранный товар и получить этикетку. Это значительно упрощает задачу покупателю и снижает вероятность ошибки при выборе наименования товара на клавиатуре или дисплее весов.
Потенциалом развития обладают устройства, одновременно сочетающие в себе функции весов и сканеров штрихкода. Компания Mettler Toledo представила на российском рынке сканер-весы Diva. Максимальный предел взвешивания сканервесов от Mettler Toledo – 15 кг, минимальный – 40 г в отличие от 100 г для большинства 15-килограммовых моделей. Диапазон цен на Diva колеблется от $600 до $1000 в зависимости от модели весов.
По информации Александра Баслаковского, руководителя отдела продаж торговых решений IТ-холдинга «1-й Архитектор бизнеса», весовой модуль можно встроить в биометрический сканер штрихкода марки Metrologic MS2022 Stratos. Сканер считывает штрихкод, а весовой механизм дает возможность взвесить товар прямо на кассе, не возвращая покупателя обратно в торговый зал. Это решение предназначено для борьбы с очередями и обычно устанавливается в гипермаркетах.
Елена Кудрина, исполнительный директор компании FIT, считает, что в гипермаркетах с широким ассортиментом товаров сканер-весы на кассе применять сложно: кассиру трудно опознать весовой товар, он может перепутать похожие наименования продукции, что приведет к пересортице. А вот, например, в дискаунтерах и магазинах у дома применение сканервесов действительно может быть эффективным. Несмотря на то что сами эти устройства недешевы, они себя очень быстро окупают из-за увеличения проходимости, уменьшения издержек на дополнительный персонал, который не нужно нанимать только для операций взвешивания, и снижения убытков, связанных с воровством. Поэтому стоитопровергнуть миф о том, что в дискаунтерах кассовые системы должны быть дешевыми. В качестве примера Кудрина привела дискаунтеры сети Wal-Mart, в которых на кассовом узле установлены «скорострельные» сканер-весы NCR 78-й серии.
Непогрешимое оборудование
Поскольку абсолютно точно вес измерить невозможно, показания весов считаются достоверными с определенной погрешностью измерения. Величина погрешности зависит от класса точности оборудования по ГОСТу и наибольшего предела взвешивания весов. В основном в розничной торговле используются весы третьего класса точности с пределом взвешивания 6, 15 и 30 кг.
Многие современные модели весов – двухинтервальные, то есть они имеют разную величину допустимой погрешности в зависимости от того, в каком диапазоне находится вес измеряемого товара.
– Для весов с пределом взвешивания 15 кг допускается погрешность 2 г при измерении веса до 6 кг и 5 г в интервале от 6 до 15 кг, – поясняет Владимир Горшков, менеджер по продукции ГК «Сервис Плюс».
Соответствие величины погрешности максимально допустимому значению проверяют органы государственной метрологической службы. При положительных результатах первичной поверки весы пломбируются, а владельцу выдается соответствующее свидетельство.
В процессе эксплуатации весы необходимо проверять не реже одного раза в год.
Чтобы соответствовать законодательным требованиям, весовое оборудование также должно иметь сертификат утверждения типа средств измерений. Этот документ выдает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (бывший Госстандарт). Сертификат свидетельствует о том, что модель оборудования внесена в Государственный реестр средств измерений.

Выпуск журнала:

Весовая категория

Вслед за снижением темпов развития сетевого ритейла – главного потребителя весового оборудования, – резко снизились продажи производителей весов. При этом импортеры оказались в еще более затруднительном положении – в то время когда ритейл нуждается в бюджетных решениях, цена на зарубежные марки весов из-за роста курса валют выросла на 30–40%.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
22 Июля 2020, 02:07
18 Марта 2020, 08:03
25 Декабря 2019, 01:12