Всё о продуктовой рознице

Успех на чаше весов

21 Августа 2012, 05:08 Юлия Мацкивская

Без весов не сможет работать ни один магазин – будь то современнейший гипермаркет в городе-миллионнике или автолавка, колесящая по отдаленным деревням. Рынок увеличивается за счет постоянного роста розничных сетей, а также развития технологий. Скоро в России можно будет купить интеллектуальные весы со встроенной видеокамерой, которые автоматически распознают товар и взвешивают его.

АВТОР: Юлия Мацкивская

Электронные торговые весы сегодня не только определяют массу товара, но и высчитывают его стоимость, играют роль калькулятора, запоминая сумму нескольких покупок, служат принтером, а также способны работать в режиме самообслуживания. Но и механические весы еще не исчезли совсем из магазинов, их можно встретить в отдаленных регионах. Главное достоинство механических весов – низкая цена. Однако если прибором приходится пользоваться часто, то эксплуатационные расходы резко возрастают, и тогда достоинств не остается.


Свой среди чужих

Рынок весового оборудования увеличивается, что объясняется ростом розничных сетей и развитием высоких технологий. До кризиса 2008 г. темпы роста составляли 15–20%, в 2009 году был спад в среднем на 20%, а затем стагнация. В 2012 году ожидается рост рынка примерно на 8%.

На рынке представлены весы разных производителей, основные поставщики предлагают оборудование сразу нескольких брендов: DIGI, CAS, Mettler Toledo, Bizerba. Но наряду с зарубежными компаниями на рынке работают и отечественные производители. Как же они делят рынок? «Сложно ответить на этот вопрос точно. По оценкам специалистов можно говорить о том, что сетевая торговля в торговых залах использует на 90% весы иностранных брендов. Однако в back-office картина другая, там наряду с иностранными весами с успехом используются весы отечественного производства. Несетевая прилавочная торговля в основном (на 80%) использует весы отечественных производителей и дешевые импортные весы в основном китайского производства, декларируемые как весы российского производства», – рассказывает Сергей Гроховский, генеральный директор компании «Мера».

Весовое оборудование не только импортируется, но и экспортируется – в основном в страны СНГ и немного в европейские страны. «Из отечественных компаний-экспортеров наиболее заметное место по объему поставок занимает компания из Санкт-Петербурга «Масса-К», – говорит Сергей Гроховский.


На весах – высокие технологии

Для супермаркетов актуальны высокотехнологичные весы, интегрированные в компьютерную сеть и имеющие большой набор возможностей. Такими функциями являются возможность печати этикеток со штрих-кодом, работа в локальной сети (в этом случае весы выступают как самостоятельная единица с IP-адресом), объем памяти на несколько тысяч наименований, а также возможность установки особых программ для связи с back-office. Информация от весов передается в головной компьютер через местную сеть, что позволяет контролировать продажи различных наименований товара, планировать заказы и т.п.

Наиболее популярен обмен информацией между компьютером и весами посредством интерфейса RS-232. Особенность сети, базирующейся на данном интерфейсе, состоит в том, что персональный компьютер может принимать данные, поступающие одновременно ото всех присоединенных к нему весов. Однако передача данных может осуществляться только по одному каналу.

Хорошей альтернативой RS-232 может стать использование локальной сети, объединяющей все весы. Такое подключение носит название Ethernet. Оно обеспечивает большую скорость, которая достигает десяти мегабайтов в секунду, что важно для крупных магазинов с большим товарооборотом. Эта технология позволяет максимально быстро обновлять в памяти весов данные по ассортименту и ценам товаров, а также оперативно свести все необходимые данные в единый информационный центр, что важно для предприятий, проводящих постоянный мониторинг продаж. При подключении через локальную сеть не имеет значения, насколько далеко весы расположены от компьютера, на высокоскоростной поток данных не влияют помехи от внешних источников. Более того, локальная сеть более проста и надежна в эксплуатации и не требует нескольких администраторов.

Одной из последних технологий, способных обеспечить качественную связь между персональным компьютером и весовым оборудованием, является технология беспроводного соединения с еще более высокой скоростью передачи данных. Однако технология Wireless была взята на вооружение только небольшим числом магазинов. Это обусловлено ее дороговизной по сравнению с Ethernet, а тем более RS-232. Однако беспроводная сеть остается незаменимой там, где прокладка коммуникаций затруднена или невозможна.


Каждому отделу – свои весы

Можно выделить три основные зоны использования весового оборудования в магазине. Прежде всего, это склад и зона приемки, где приходится иметь дело с крупногабаритными и тяжелыми упаковками товаров. Поэтому здесь используются платформенные весы различных размеров и грузоподъемности. Затем товар попадает в зал, где установлены системные весы с печатью этикеток, кассовые весы с подключением к POS-терминалу по RS-232, порционные в зоне кулинарии, а также простые торговые весы в качестве контрольных. И, наконец, фасовочные участки супермаркетов (за прилавком в торговом зале). Тут применяются весовые этикеровщики-упаковщики, весы с печатью.

Максимальный предел взвешивания прилавочных торговых весов, как правило, не превышает 30 кг. Однако для оптимизации в отделах, где продаются довольно дорогие, но легкие товары (гастрономия и кондитерский) ставятся весы, рассчитанные на наибольший предел взвешивания 3 или 6 кг с ценой деления соответственно 1 или 2 грамма, что обеспечивает более точный расчет стоимости взвешиваемого товара. Весы с большими пределами взвешивания устанавливаются в овощные, мясные и рыбные отделы. Оптимальным решением для магазинов прилавочной торговля являются многодиапазонные весы (так называемые «два или три в одном»). Эти весы автоматически выбирают предел взвешивания и цену деления шкалы в зависимости от массы взвешиваемого товара.


Покупатель, продавец или кассир

Основной чертой, отличающей торговые весы от других, является наличие двухстороннего дисплея. Это позволяет отслеживать массу, стоимость и цену покупки одновременно и продавцу, и покупателю. Существуют универсальные весы для прилавочной торговли и для магазинов самообслуживания, которые созданы для экономии на количестве обслуживающего персонала и для предоставления большей свободы покупателю. Например, в отделе овощей и фруктов ему предоставляется право самостоятельно взвесить выбранный товар, и это отличный маркетинговый прием. Покупатель всегда положительно относится к таким изменениям, расценивая их как проявление доверия со стороны магазина, а яркие дисплеи помогают увеличить число импульсных покупок. Для продавца выгода налицо: сокращается время обслуживания в торговом зале, что приводит к увеличению числа покупателей, у ритейлера отпадает необходимость оборудовать специальное место продавца, который взвешивает продукцию, а значит, экономится и площадь зала. Если же присутствие продавца необходимо, то взвешивание можно производить со стороны потока покупателей.

В процессе проектирования владелец магазина сталкивается с проблемой – что выгоднее: организовать места для весов самообслуживания или установить встроенные весы на кассе? Основная особенность весов самообслуживания – это маркировка товаров. Сразу после взвешивания печатается этикетка с наименованием продукта, весом, ценой за килограмм, стоимостью, сроком хранения и др. «Поскольку сегодня с каждым днем растет интерес к автоматизации торговли, то и возникает вопрос, связанный с ускорением и улучшением обслуживания клиентов продавцами. В больших магазинах, конечно, лучше ставить в зале, в каждом отделе, свои весы с печатью этикетки, – считает Татьяна Ерохина, заместитель руководителя отдела продаж компании «Вестор». – Однако при этом к каждым весам нужно приставить ответственное лицо, которое будет следить за процессом взвешивания товаров. Данный человек будет помогать клиентам с процессом взвешивания (особенно это необходимо для пенсионеров), будет следить за сохранностью весов (вандалов сегодня много). Наличие таких весов намного ускорит процесс работы кассиров». По ее словам, встроенные или напрямую подключенные весы к POS-системе используют небольшие предприятия. Однако в этом случае увеличивается нагрузка на кассира, а следовательно, и время обслуживания клиентов.

«Я отдаю предпочтение встраиваемым весам, так как на весы самообслуживания есть нарекания: покупатели могут обманывать владельцев, поэтому обязательно нужно будет ставить на кассу весы для проверки покупателей. Выходит, что экономия – это только зарплата фасовщика», – считает Евгений Лыюров, руководитель отдела по автоматизации предприятий розничной торговли компании «1С-Архитектор бизнеса».


На ошибках учатся

Несмотря на то, что весы не относятся к новому виду оборудования, владельцы магазинов еще допускают ошибки при их приобретении. «Многие клиенты гонятся за дешевизной. Как известно, бесплатный сыр только в мышеловке. Чем дороже весы, тем более они надежны и долговечны. Если сравнивать более дорогую фирму CAS и весы нашего производства, первые служат в среднем до пяти лет, вторые – до двух лет», – рассказывает Татьяна Ерохина.

Также многие пытаются сэкономить, поставив одни весы на все отделы, это неверный подход. В каждом отделе (например, овощи-фрукты, мясо, рыба, кондитерские товары и т.д.) должны быть свои весы. Они достаточно чувствительны к воздействиям внешней среды, при повышенной влажности амортизация оборудования происходит быстрее: например, влажность может в кратчайшие сроки вывести из строя дисплей весов. Поэтому в рыбных и мясных отделах не рекомендуется использовать жидкокристаллические дисплеи и дисплеи touchscreen.

«Принципиально важно, чтобы все весы в супермаркете были согласованы метрологически, то есть имели соизмеримый класс точности. Метрологическая согласованность весов используемых на приемке товара в торговом зале, на прилавке на контроле обеспечит минимизацию потерь за счет погрешности взвешивания и избавит магазин от скандалов из-за разных результатов взвешивания и контроля», – считает Сергей Гроховский. Также больше значение имеет правильное подключение. «При покупке весов, подключаемых в единую систему автоматизации (в частности это весы с печатью этикеток), лучше выбрать того поставщика, который сможет предоставить и мастера по установке оборудования. Или перед покупкой обговорить все условия и характеристики весов с системным администратором магазина, который возьмет на себя подключение весов к ПК, иначе могут возникнуть проблемы», – полагает Татьяна Ерохина.

И если дело дошло до ремонта, то лучше вызвать квалифицированных специалистов из сервисного центра, чем пытаться диагностировать и решать проблему самостоятельно. Еще при покупке весового оборудования нужно заключить контракт на сервисное обслуживание. В дальнейшем это поможет сэкономить время и деньги. Важно прописать в договоре период времени, в который специалист должен прибыть в магазин и приступить к диагностике неполадки: простой супермаркета стоит дороже, чем недешевое сервисное обслуживание, поэтому экономить на нем не надо.


Поверки и стандарты

Весы – неотъемлемая часть торгового процесса. Но множество видов объединяет одно –взвешивать товары разрешено только на весах, внесенных в Государственный реестр средств измерений. Все торговое весовое оборудование (и российского производства, и импортное) подлежит обязательному первичному контролю на правильность показаний. Такая проверка сопровождается установкой специального клейма и выдачей свидетельства из Центра Стандартизации, Метрологии и Сертификации (ЦСМ) Госстандарта России. Все весы должны раз в год проходить поверку. Если аппарат соответствуют всем требованиям, то на него выдается свидетельство о поверке, а на прибор наносится поверительное клеймо. Эта «традиция» идет от времени правления Петра I, который издал указ об использовании только «заорленых» весов, то есть весов с клеймом в виде орла.


Взвешенный выбор

Выбор весового оборудования напрямую зависит от формата магазина, его целевой аудитории, режима работы, площади, его потребностей и бюджета. Основными критериями являются функциональность, хорошая программная поддержка, надежность оборудования и поставщика, доступность сервиса и высокая производительность. Специалисты не советуют гнаться за новинками, следует трезво оценить свои потребности.

Выбор весов в значительной степени зависит от того, что на них будут взвешивать и какие операции будут нужны. При этом выбранная модель должна обладать наименьшей погрешностью взвешивания для определенной категории товара.

Также важен дизайн (особенно в торговом зале): отсутствие острых углов, эффективное отображение информации на дисплее, крупный шрифт и т.п. Необходимо предусмотреть возможность двойного питания весов (от сети и автономный режим). В некоторых случаях (например, при фасовке) будет удобна функция лимитирования веса: она представляет собой звуковой сигнал, оповещающий о том, что заданный вес набран.

Важным параметром является простота замены расходных материалов и их универсальность в отношении комплектующих. Легкость в комплектации – один из важнейших принципов, по которым следует выбирать весы, кстати, отчасти это объясняет популярность корейской техники, отличающейся сравнительной универсальностью в этом отношении.

Остальные характеристики – сенсорный экран, мультимедийные возможности, различные варианты исполнения корпуса – определяются особенностями использования в конкретной ситуации.


Весовые новинки

На рынке появилось альтернативное универсальное оборудование, предназначенное для взвешивания всех категорий товаров – многодиапазонные весы. Каждый диапазон этого аппарата имеет собственные показатели максимально допустимой нагрузки, а также точности измерения. Переключение между диапазонами осуществляется одним нажатием кнопки, а многие модели весов могут самостоятельно выбирать необходимый диапазон, ориентируясь на вес продукта. Данный вариант обладает целым рядом преимуществ, главное из которых – это простота и удобство эксплуатации.

Последней новинкой в сфере весового оборудования, которая еще не появилась на отечественном рынке, являются интеллектуальные весы со встроенной видеокамерой и программным обеспечением, которое позволяет автоматически, без участия оператора распознавать товар и взвешивать его.

Выпуск журнала:

Успех на чаше весов

Без весов не сможет работать ни один магазин – будь то современнейший гипермаркет в городе-миллионнике или автолавка, колесящая по отдаленным деревням. Рынок увеличивается за счет постоянного роста розничных сетей, а также развития технологий. Скоро в России можно будет купить интеллектуальные весы со встроенной видеокамерой, которые автоматически распознают товар и взвешивают его.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
22 Июля 2020, 02:07
18 Марта 2020, 08:03
25 Декабря 2019, 01:12