Всё о продуктовой рознице

Страна кэша

23 Июня 2010, 05:06 Глеб Корнев

Развитие онлайн-торговли в России сдерживает низкий уровень использования карточных платежей — ритейлеры не хотят тратиться на эквайринг, а потребители не доверяют электронным платежам.

Автор: Глеб Корнев.

Из 350 относительно крупных российских продуктовых сетей свой сайт на текущий момент имеют лишь 158 компаний. Основная часть этих сайтов представляет собой информационную страничку в Интернете,  рассказывающую о компании. Лишь около 70 ритейлеров размещают на сайте каталог товаров. И примерно десяток крупных продуктовиков располагают собственными столами заказов и интернет-магазинами. Преимущественно это сети премиального сегмента, такие как «Азбука Вкуса».
— Вплоть до последнего времени в России большинство продуктовых сетей пока игнорировали торговлю через Интернет. Ни компания X5 Retail Group, ни «Магнит» не имеют своих точек выдачи заказов . На онлайн-продажах специализируется лишь «Утконос», и то балансируя на грани прибыльности, — говорит Мстислав Воскресенский, директор компании «Директфуд», в прошлом руководитель службы доставки продуктов на дом «Гроссмарт».
Кризис, безусловно, дал сильный импульс для дальнейшей экспансии онлайн-ритейла. Ведь независимые интернет-площадки способны предложить потребителям заметно более низкие цены, чем многие магазины.
Онлайн-исследование, проведенное в октябре 2009 года компанией PricewaterhouseCoopers (опрос более 2000 респондентов в 11 городах-миллионниках), выявило высокий уровень готовности отечественных потребителей к совершению покупок через Интернет.
Около 80% респондентов подтвердили, что хотя бы раз в жизни совершали покупку в интернет-магазине. При этом среди респондентов с уровнем ежемесячного дохода свыше 25 тыс. руб. количество тех, кто приобретает товары онлайн, составляет 90%. Значит, все дело в способности и желании ритейлеров преодолеть определенные барьеры на пути к покупателю.
Для ритейлера главный плюс онлайн-торговли — это возможность получить еще один канал сбыта, их привлекает простота и дешевизна входа на рынок, что автоматически влечет за собой снижение издержек. Однако многие из них опасаются, что более низкие цены в интернет-магазинах вызовут переход покупателей из реальных супермаркетов в виртуальные.
Покупки в интернете
Что привлекает
Экономия времени
Более выгодные предложения
Возможность совершать покупки 24 часа в сутки
Возможность приобрести товар, которого нет в традиционных магазинах
Что мешает
Неуверенность в качестве покупаемого товара
Сложная процедура возврата/обмена товара
Сроки и надежность доставки
«Это сложно»
«Моя карта не принимается»
Источник: MasterCard Europe.
17% ВВП США – оборот американского электронного бизнеса
14% - доля оборота интернет-магазинов в ВВП Великобритании и Франции
33 млн потребителей совершают покупки в Интернете в Великобритании
4% оборота британской сети Tesco приходится на интернет-продажи в 2009 году
7% от оборота Carrefour составляет онлайн-торговля
41% доля Tesco на рынке онлайн-торговли Великобритании
Источники: «Директфуд», сайт
Источник: Torg.Mail.Ru. MyVoucherCodes.co.uk, SCG London.
Один из основных факторов, сдерживающих развитие онлайн-торговли, — это низкая культура оплаты покупок с помощью карт и электронных денег.
— Россия — страна «кэша», и очень немногие товарные магазины умеют работать с предоплатой и, соответственно, с электронными деньгами, — констатирует Наталья Хайтина, заместитель генерального директора «Яндекс. Деньги».
По ее словам, в нашей стране лишь интернет-магазины цветов и подарков являются активными пользователями электронных денег.
Чуть лучше обстоят дела с оплатой интернет-покупок по банковским картам. На 1 июля 2009 года в России было эмитировано 122,9 млн банковских карт. Но, во-первых, по оценкам аналитиков, лишь половина из них — активные. А во-вторых, как подчеркивает Наталья Хайтина, 71% операций и 91% оборота по банковским картам приходится на снятие наличных.
Низкий уровень использования карточных платежей эксперты связывают в основном с тем, что ритейлеры не хотят тратиться на эквайринг. Другая причина в недостаточном уровне доверия потребителей к электронным платежам, считает Антон Шигапов, менеджер по новым технологиям MasterCard Europe. Потребители ожидают одинакового уровня безопасности платежей как в физическом, так и в виртуальном магазине. Поэтому необходимо бороться с мошенничеством в электронной коммерции и избегать повышения уровня опротестованных трансакций, которые являются здесь основной проблемой. По словам Шиганова, основное средство такой борьбы — введение специализированных кодов защиты. В качестве примера он приводит MasterCard SecureCode, который успешно используется при приеме карт MasterCard и Maestro. На сегодня код 3D Secure поддерживают почти полмиллиона интернет-магазинов во всем мире.
При подготовке статьи использованы материалы форума Online Retail 2010.
Выпуск журнала:

Страна кэша

Развитие онлайн-торговли в России сдерживает низкий уровень использования карточных платежей — ритейлеры не хотят тратиться на эквайринг, а потребители не доверяют электронным платежам. Из 350 относительно крупных российских продуктовых сетей свой сайт на текущий момент имеют лишь 158 компаний. Основная часть этих сайтов представляет собой информационную страничку в Интернете,  рассказывающую о компании.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
22 Июля 2020, 02:07
18 Марта 2020, 08:03
25 Декабря 2019, 01:12