Всё о продуктовой рознице

Складное решение

08 Сентября 2014, 05:09 Наталья Николаева

Управление транспортными перевозками и работой склада – два кита современной логистики. Первого «кита» – транспорт – мы рассмотрели в прошлом номере. Пришло время поговорить о том, как ритейл справляется с проблемами, возникающими при управлении складом, как автоматизировать его работу и кому это нужно.

АВТОР: Наталья Николаева

Механизм работы складов розничных компаний должен быть точно отлажен, чтобы не допустить хаоса, который обязательно коснется и покупателей в торговых залах. Для этого ритейлеры все чаще обращаются к специализированным ИТ-решениям – WMS (Warehouse Management System) – системам управления складом, без которых, как уверяют вендоры, сложно себе представить современный склад. «По нашему немалому опыту, директоров по логистике и начальников складов в первую очередь волнуют непрозрачность учета и связанные с этим материальные потери, низкий уровень организации труда и невысокая скорость обработки заказов, а также пересортица при подборке, часто низкая эффективность использования площади склада», – рассказывает Николай Мареев, директор компании ЕМЕ, занимающейся автоматизацией складской логистики. Все эти проблемы и призваны решать WMS.

Это программное обеспечение берет на себя управление товарной номенклатурой, ресурсами, топологией склада, а также позволяет планировать различные складские операции и применять методики хранения и обработки грузов. По словам Юрия Большакова, исполнительного директора компании «Складская Логистика», два реальных результата, который получает ритейл после внедрения WMS, – это увеличение выработки на одного сотрудника склада и уменьшение количества возвратов за счет повышения качества сборки заказов.

«Надо понимать, что система WMS – это гораздо более мощное решение, чем система учета или адресного хранения на складе», – поясняет Николай Мареев. По его мнению, для нее характерны:

1. Способность управлять всеми операциями на складе (прием, подбор, инвентаризация, отгрузка и т.д.) и работой персонала.

2. Возможность перенести логику бизнес-процессов реального склада в систему WMS путем настроек без программирования (гибкость) и обеспечить полное управление работой склада (полнота).

3. Возможность применения труда малоквалифицированного персонала (комплектовщиков) за счет простоты интерфейса.

Конкретная система складской логистики всегда зависит от потребностей заказчика. Подробностями делится Юрий Большаков: «Есть компании, которые нетребовательны к программному обеспечению, их устраивает базовый функционал для склада. Но есть и те, кто вывел свои склады на качественно новый уровень, и тогда к программному продукту предъявляются такие требования, как, например, управление двором, то есть управление транспортом, въезжающим на территорию, его постановка под загрузку/отгрузку, фиксация времени выполнения этих работ. Таким заказчикам может потребоваться самая различная автоматизация, допустим, технология сборки заказов pick-by-light. Часть компаний, которые занимаются интеграцией WMS-решений, сейчас предлагают ее даже как базовый функционал».

 

Большому кораблю – большое решение?

Очевидно, что в случае складской логистики решения для малого бизнеса и для больших корпораций будут неодинаковыми. Отчего зависит потребность в WMS? Ответ, кажущийся очевидным, – от величины склада – не является верным. «Нельзя сказать, что автоматизация необходима при определенной площади склада или определенной номенклатуре – все это как раз вторичные факторы, – объясняет Юрий Большаков. – Автоматизация нужна при большом количестве выполняемых операций. Чем больше операций выполняется на складе за единицу времени, тем важнее внедрение автоматизации. Когда большое количество действий выполняется значительным количеством персонала, необходимость в системах WMS еще возрастает». По его мнению, если компания динамично развивается и собирается наращивать объемы продаж, то без автоматизирования складской логистики осуществить эту задачу практически невозможно.

Однако случается, что компании, которые уже пришли к мысли о необходимости автоматизации склада, все-таки откладывают внедрение WMS в долгий ящик. Что останавливает потенциального заказчика? По мнению Василия Балакина, руководителя департамента «Логистика» ГК «КОРУС Консалтинг», основные причины – это низкая информированность, отсутствие четкой стратегии развития, недооценка роли логистики в современном бизнесе. «Оказать качественную услугу современный ритейлер может только в том случае, если он управляет своим запасом. Без WMS нормальное управление запасом реализовать невозможно, как бы ни продвинулись в эту сторону разработчики ERP-систем», – считает он.

Логистика с применением WMS повышает эффективность в разы, полагает Николай Мареев. «Остановить потенциального заказчика может либо неготовность склада к внедрению WMS (маленький склад, нежелание руководства склада, запутанные бизнес-процессы), возможно, отсутствие опыта автоматизации подобных складов у поставщика или дороговизна его услуг и ПО», – добавляет он.

Выбирая систему складской логистики, клиенты обращают свое внимание на самые разные факторы. Как сообщил Николай Мареев, в первую очередь им интересен опыт успешной работы системы на складах аналогичного направления, многолетний опыт разработок и внедрений фирмы – разработчика системы, способность быстро запустить склад с новой WMS, стоимость ПО, услуг по внедрению, техподдержки, возможность самостоятельной доработки: создания новой бизнес-логики, отчетов и так далее.

По мнению Юрия Большакова, российский рынок – или даже шире: рынок СНГ – пока недостаточно цивилизован в этом смысле. «К сожалению, заказчики часто выбирают продукт по «вторичным признакам»: увидели у кого-то аналогичный программный продукт или услышали хорошие отзывы. В то время как функциональность программ очень часто отходит для них на задний план», – сетует он.

Бывает так, что одним из критериев выбора является наличие, например, открытого программного кода, что означает возможность дописывать модули с помощью собственного ИТ-отдела. Соответственно, этот программный код, на котором написано данное решение, имеет большое значение для клиента.

 

Считаем затраты

Как ни странно, при выборе системы управления складом на стоимость внедрения обращают внимание не сразу. «Цена сейчас вторична, – считает Юрий Большаков. – Мы видели период, когда разброс цен был очень велик, а теперь рынок более-менее устоялся, и на похожие решения цены различаются не более чем на 7–8%. Кто-то из интеграторов сразу предлагает пакет с максимальным количеством опций, поэтому такое ПО изначально может стоить дороже. А кто-то дает базовый функционал, к которому впоследствии можно будет докупать необходимые модули».

Василий Балакин полагает, что надо рассматривать каждый заказ в отдельности, так как на стоимость влияет много факторов. «Средняя стоимость внедрения в данном случае имеет сходство с показателем средней температуры по больнице, то есть она абсолютно не показательна, – объясняет он. – Одно можно сказать определенно – все зависит только от требований заказчика и политики предприятия. У нас есть примеры успешных внедрений как сильно модифицированных решений (большое количество специальных требований заказчика), так и систем со стандартной функциональностью. С первым подходом все более-менее понятно: большое количество специфических требований рождает большое количество доработок. Во втором случае заказчик вполне справедливо учитывает опыт внедрений (у нас это несколько десятков складов в России и СНГ, а у производителя – несколько сотен складов по всему миру) и принимает решение использовать best practice. Таким образом, минимизируется стоимость внедрения и значительно повышается надежность системы. Стоимость внедрения складывается из множества факторов: стоимость самого ПО (лицензий), стоимость консалтинга, оборудования, дополнительного ПО (серверное ПО, базы данных и т.п.)».

Юрий Большаков сформулировал четыре аспекта, из которых складывается цена на программный продукт:

1. Стоимость серверной лицензии. У многих компаний она составляет около 500 тыс. руб.

2. Стоимость пользовательских лицензий. Здесь расчет прост: чем больше сотрудников на складе, тем больше нужно пользовательских лицензий. Однако зависимость «количество работников/цена лицензии» здесь не прямо пропорциональна. Все интеграторы прекрасно понимают, что выгоднее взять крупный проект, поэтому если мы говорим о складе с десятью пользователями, то там одна пользовательская лицензия может стоить 50 тыс. руб. А если мы возьмем склад, где обеспечением будет пользоваться сто человек, то интегратор может давать скидку и предлагать пользовательскую лицензию уже за 20 тыс. руб.

3. Стоимость настройки купленного решения. Чем сложнее бизнес-процессы у заказчика, тем больше у него требований. Следовательно, интегратору потребуется больше времени для настройки. Здесь цена рассчитывается исходя из так называемых человеко-часов.

4. Стоимость дополнительных расходов: оплата командировочных специалиста, потребность в добавочном программировании и так далее.

По мнению Юрия Большакова, усредненная стоимость внедрения на сегодняшний день составляет около 4 млн руб. Похожие цифры называет Николай Мареев. «Обычные цены для рынка – это 500 тыс. руб. – 4 млн руб. В случае EME возможно и самостоятельное внедрение WMS для несложных складов, для крупных – 800 тыс. – 2 млн руб.».

Василий Балакин добавляет, что в последнее время потенциальные клиенты все больше внимания уделяют совокупной стоимости владения системы (TCO – total cost of ownership). В этот параметр входят и масштабируемость, и гибкость, и возможность перенастраивать и изменять систему самостоятельно. Система, которую клиент сам не может перенастроить, будет обходиться ему очень дорого. В то же время решение, которое впоследствии требуется беспорядочно переписывать, может обходиться еще дороже.

 

Кто сказал, что будет легко

Переход на новые способы работы неизбежно влечет за собой трудности. «Проблем достаточно много, – объясняет Юрий Большаков. – Есть общие проблемы, которые не связаны с отраслью работы заказчика. Начать можно с того, что большинство людей по своей природе консервативны, и, когда на складе внедряется какое-то новое высокотехнологичное решение, персонал боится, что это повлечет за собой сокращение штата, снижение заработной платы. Мы сталкивались с тем, что сотрудники попросту саботировали работу с системой, что, конечно же, ухудшало показатели компании в целом».

Проблемы возникают и тогда, когда плохо проработаны отдельные этапы. Нельзя взять работающий склад и поставить туда систему. Любая система так или иначе потребует изменений определенных технологических процессов. Такие изменения должны быть заранее тщательно продуманы. В противном случае система будет отрабатывать все положенные ей действия, а заказчик не получит желаемого результата. По словам Юрия Большакова, когда склад работает без автоматизации, есть вещи, которые решаются по звонку, по крику, по наитию – получается быстро. Но при этом мы прекрасно понимаем: если бесконтрольно брать товар со стеллажей, то тут же начинается хаос – расхождение в остатках и другие проблемы. Когда мы вводим автоматизацию с четкой логикой всех процессов, то может происходить так, что какие-то операции начинают выполняться медленнее. Любые настройки – это компромисс. Есть три составляющие бизнес-процесса: скорость, цена и качество. Вы можете выбрать любые два компонента. Все три – не получится.

Юрий Большаков рассказал об одном из компромиссных решений. «На складе редко бывают простые задачи. Совсем недавно столкнулись с тем, что у заказчика была жесткая потребность в организации движения транспорта, связанного со складом, по четко определенному графику, причем простой машины был недопустим. Поэтому сначала нужно было расписать технологию сборки заказов, а программное обеспечение настраивалось после таким образом, чтобы при запуске в работу каждого отдельного заказа на отгрузку в системе уже определялось время прохода им определенных этапов: например, сколько часов займет сбор, сколько – проверка, консолидация и упаковка, и считается конкретное время, в которое заказ должен оказаться у ворот, – делится он. – Заказчик сознательно пошел на то, что сборка заказов была далека от идеальной, зато простой машин свели к нулю. Такое решение было связано с тем, что склад обслуживал большой парк машин, поэтому, во-первых, простой обходился дорого, а во-вторых, возле склада физически не было места для машин, которые пассивно ждут погрузки».

Успешность автоматизации складской логистики напрямую зависит от проработки технического задания, от аналитической работы, которая осуществляется на подготовительной фазе. Хорошо структурированные процессы позволят качественно управлять складом с помощью WMS. В противном случае, как любят говорить ИТ-специалисты, автоматизируя хаос, мы получаем автоматизированный хаос.

Главная сложность всех складских проектов – неготовность заказчика к наведению порядка на складе. Об этом говорит Василий Балакин: «Не для всех очевидно, что само по себе внедрение складской системы проблемы склада скорее всего не решит – требуется комплексный подход. Зачастую необходимо корректировать бизнес-процессы не только склада, но также закупок и продажи. Система же будет для этого лишь инструментом, даст необходимые данные».

Необходимо помнить и о том, что автоматизированный склад не становится автономной системой с искусственным интеллектом. Даже в гигантских распределительных центрах Amazon, напоминающих непосредственным наблюдателям огромный роботизированный организм, ручной труд по-прежнему востребован. В Amazon уже составили алгоритм, с помощью которого там рассчитывают баланс между использованием человеческой и автоматической рабочей силы.

 

С помощью света

Технология pick-by-light помогает быстро и надежно собрать заказ на штучный товар. Такой заказ, как правило, требует ручной работы, при этом вопрос, как быстро он будет готов, целиком зависит от расторопности работника, выполняющего подбор. При этом много времени уходит на поиск, передвижение сотрудника по складу, извлечение и укладку штучного товара. Pick-by-light применяется тогда, когда необходимо подбирать большое количество товаров за минимально возможный период времени. Использование этой системы позволяет собрать заказ в два раза быстрее.

Pick-by-light использует световой индикатор числа единиц товара, предназначенного для отбора. Около каждого лотка, из которого берутся составляющие заказа, находится свой небольшой экран – индикатор, относящийся именно к этой полке и показывающий, сколько товара нужно взять. Экраны служат одновременно пультами управления и индикации – с них оператор получает информацию о количестве отбираемых единиц и подтверждает выполнение подбора нажатием на кнопку с подсветкой. На дисплее также размещены две кнопки, которые позволяют увеличить или уменьшить показываемое на экране количество единиц, например, если товара на полке недостаточно.

Система управления складом (WMS) просчитывает поступающие заказы, делит их на лотки, моделирует маршрут для каждого из лотков, стараясь максимально оптимизировать работу подборщиков таким образом, чтобы уменьшить количество передвижений человека. Система WMS передает информацию на световые табло на полках, указывая подборщику места, откуда нужно взять товар и какое его количество необходимо. В итоге работник сначала подбирает товары, которые находятся в непосредственной близости от него, а затем все остальные.

Возможно сочетание pick-by-light и радиочастотных терминалов сбора данных. В этом случае WMS передает количество товара, которое следует подобрать, как на световое табло на полке, так и на экран радиотерминала, после чего подборщик забирает товар с указанного на терминале места хранения и, сканируя штрихкод места хранения и товара, подтверждает свое действие. Световое табло помогает ему быстро ориентироваться на складе.

По данным компании «Фолио». Компания специализируется на разработке, внедрении и сопровождении складских, логистических, финансовых, управленческих программ.

Выпуск журнала:

Складное решение

Управление транспортными перевозками и работой склада – два кита современной логистики. Первого «кита» – транспорт – мы рассмотрели в прошлом номере. Пришло время поговорить о том, как ритейл справляется с проблемами, возникающими при управлении складом, как автоматизировать его работу и кому это нужно.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
22 Июля 2020, 02:07
18 Марта 2020, 08:03
25 Декабря 2019, 01:12