Всё о продуктовой рознице

С диким характером

26 Июня 2019, 01:06 Анна Назарова

Заметив рост спроса на здоровое питание и одновременное повышение интереса потребителей к аутентичным русским товарам, предприниматели Юрий Чирков и Максим Колпаков решили наладить выпуск продукции из сибирских дикоросов в промышленных масштабах. Всего за два года выручка от производства линейки «Дико Вкусно» достигла 10 млн руб.

DSC00319.jpg

Идея продавать джем, конфеты, ягодные соусы из дикоросов и другого натурального сырья пришла бизнесменам около трех лет назад. За плечами был многолетний опыт ведения бизнеса в разных сферах – от строительства до производства бытовых товаров, а самое главное, были ресурсы и желание развивать что-то новое на родной земле, в Томске. Приятели сразу же взялись за разработку бизнес-модели. «Изначально мы не были на 100% уверены в перспективности данного направления, но ощущения подсказывали, что на продукты из дикоросов будет спрос, – комментирует соучредитель компании «Прайс-Т» (ТМ «Дико Вкусно») Юрий Чирков. – Сейчас мы понимаем, что производство продуктов из дикоросов – потенциально емкий рынок. Его росту и развитию способствует, с одной стороны, восстановление отрасли после упадка 1990-х (ягод и грибов перерабатывается гораздо меньше, чем во времена СССР), а с другой – повышение спроса на экопродукты со стороны обеспеченных потребителей. На рынке дикоросов можно с нуля построить масштабный бизнес».

Выигрышная позиция

Во многом бизнес-концепцию предприятия определило его месторасположение – Томск, окрестности которого знамениты богатством и разнообразием дикорастущих ягод и трав. Поэтому основная идея как раз заключалась в том, чтобы использовать в изготовлении продукции уникальные свойства местного сырья – ягод, кедра, можжевельника и других. «Сибирь известна своей дикой природой, лесами, болотами, таежными дарами, а главное сибирское сокровище – кедровый орех, который с советских времен здесь добывают, перерабатывают и экспортируют в другие регионы России и страны, – отмечает соучредитель компании «Прайс-Т» Максим Колпаков. – Заготовителей и поставщиков дикоросов здесь много, цены ниже, доставка быстрее – в общем, преимущества очевидны. В Томске на то время уже существовали небольшие компании по производству продуктов из дикоросов. Постепенно о сибирских дикоросах и продуктах стали узнавать в западных регионах, в центральной части России. Начали формироваться мода и спрос на такие продукты, ниша оказалась перспективной и сегодня, наверное, окончательно сложилась».

К разработке нового продукта компания приступила в начале 2016 года. На создание первой линейки ушло около двух месяцев. Сложностей в создании рецептуры практически не возникло благодаря работе опытного технолога и профессионального кондитера. Производство сладкой консервации было налажено сразу, нужно было лишь закупить правильное оборудование и обустроить цех, в котором многие процессы автоматизированы, кроме чистки и подготовки сырья и упаковки готовой продукции. С линией для изготовления конфет было немного сложнее из-за специфики продукта, поскольку его изготовление – это наполовину ручной труд.

Производство компании мощностью 30 т в месяц расположилось в Томской области на арендованных площадях. Стоимость аренды производственного цеха составила 300 тыс. руб. в месяц. На покупку необходимого оборудования было потрачено 2 млн руб., примерно столько же ушло на производство первой партии продукции, включая закупку сырья, упаковку и этикетку.

Проект «Дико Вкусно» по праву можно назвать успешным примером запуска и продвижения регионального продукта на федеральном уровне. Практически все сырье, используемое в производстве, является не только отечественным, но и локальным – 99%. Дикорастущее сырье закупается у местного населения и сибирских фирм-заготовителей, занимающихся в сезон сбором и заготовкой дикоросов. «В Сибири существует масса бригад, для которых заготовка дикоросов стала дополнительным бизнесом. В Томске таких групп больше 100, на Алтае – свыше 300, – рассказывает Юрий Чирков. – Было сложно найти их контакты, но нам помогло то, что мы местные: в результате нашли нужных людей через знакомых».

Самим заготавливать дикоросы, по его словам, неудобно и невыгодно, так как разные дикоросы растут в разных регионах, например, на Севере ведется сбор ягод, а в южной части Сибири располагается множество пасек, там качественный дешевый мед. «Сбор и заготовка дикоросов – большой, преимущественно ручной труд. Более того, грибы и ягоды собирают всего несколько месяцев в год – предприниматели должны сразу выкупить большие партии сырья, которое замораживают и используют в течение года. Местное население издавна занимается фермерством, сбором дикоросов, пчеловодством, поэтому мы работаем с ними в кооперации, – это удобно и выгодно и им, и нам, – подчеркивает Юрий Чирков. – Мы же можем сосредоточиться на переработке дикоросов, производстве новых видов продукции и продаже. К сожалению, мы напрямую зависим от сезонности. Иногда из-за природных условий, плохой погоды случаются неурожаи или сдвиги начала сезона сборов. Из-за этого происходит большой дефицит сырья, цены у заготовителей возрастают в несколько раз. Но стараемся решать эту проблему с помощью планирования, прогнозов продаж и за сезон сбора заготовить или купить необходимый объем сырья».

Не просто конфетка

На разработку торговой марки, логотипа и брендбука предприниматели потратили около 500 тыс. руб. личных средств. Линейка изначально состояла из 30 наименований ягодных соусов, мармеладов и варенья. Вкусы выбрали нестандартные, например, «Брусника с перцем чили», «Клюква с гвоздикой» или «Калина с сосновой шишкой». Через некоторое время, увидев возрастающий спрос на продукцию из дикоросов, компания дополнила ассортимент группой ягодных морсов и иван-чая с разными добавками. Далее появилась необходимость продавать и продукцию переработки грибов: консервы и грибные сушеные смеси.

В начале 2017 года томский производитель решил расширить ассортимент линейки «Дико Вкусно» конфетами – кедровым грильяжем и драже. Готового оборудования для изготовления этой продукции, которое отвечало бы требованиям компании, не было, поэтому пришлось собирать линию на основании индивидуальных разработок. «Конфеты, выпускаемые машинным способом, имеют ограниченный набор форм и все они повторяются. Мы же хотели, чтобы наши конфеты выглядели так, как будто они сделаны вручную. Устройств для таких параметров нет ни в России, ни в других странах. Их изготавливают только под заказ», – замечает Юрий Чирков.

DSC02004.jpg

Подготовка к производству кедрового грильяжа с разными вкусами заняла почти год: в компании экспериментировали с рецептурой, изготавливали пробные образцы, закупали и тестировали оборудование. На покупку нового оборудования для производства кедрового грильяжа и драже ушло около 2 млн руб. При этом маржинальность конфет выше примерно на 50%, чем других видов продукции. На данный момент полный ассортимент компании составляет почти 130 наименований.

Ценный ориентир

Томская компания изначально решила позиционировать свои линейки в премиальном сегменте. Данный шаг позволил избежать прямой конкуренции с крупными компаниями, ведь в этом сегменте рынок натуральных продуктов гораздо менее насыщен, и в основном на нем работают небольшие локальные производители, ограничивающие сбыт своей продукции конкретным регионом. «Стартовать в экономсегменте рынка сладкой консервации новому игроку бесполезно. Здесь уже были крупные компании – «Сава» и НИИПП из Томской области, «Ратибор» из Тверской области, «Виктория» из Краснодарского края и другие, – поясняет Юрий Чирков. – Конечно, в основном они выпускают продукцию из садовых ягод, но некоторые делают джемы и из дикоросов».

В то же время организация поточного производства помогла обойти конкуренцию и на уровне мелких региональных компаний. «В премиальном сегменте большинство игроков – это маленькие компании, которые используют ручной труд. Мы же наладили выпуск в широких масштабах и смогли получить более низкую себестоимость при стабильном качестве, – делится Юрий Чирков. – При этом в отличие от лидеров рынка у нас производство небольшое и позволяет быстро переключаться с одного вида товара на другой, выпускать партии под требования конкретного заказчика».

Конкурентная среда с каждым годом становится все более насыщенной, появляются и аналоги продуктов «Дико Вкусно». Только в Томске, по словам предпринимателя, работает несколько производителей, а в Сибири – около 15. Помимо ценового позиционирования компания старается выделить свой продукт за счет дизайна и разнообразия оригинальных вкусов, самостоятельно подбирая и разрабатывая рецептуры.

Расширение предложения на рынке, с одной стороны, усложняет, а с другой – способствует сбыту продукции из дикоросов, так как усилия игроков по продвижению своих линеек влекут за собой развитие всей категории. «Предложение на рынке растет, а это значит, что спрос хотя и медленно, но повышается. Можно сказать, что мы выпускаем нишевый продукт для узкого круга потребителей, но стремимся к расширению аудитории и увеличению продаж», – комментирует Юрий Чирков.

DSC02052.jpg

Покоряя столицу

Первые пробные партии продукции «Прайс-Т» начала выпускать еще в середине 2016 года, однако зайти в сети удалось не сразу: ритейлеры настороженно отнеслись к новому бренду. Чтобы найти потенциальных клиентов, компания решила участвовать в специализированных продуктовых выставках. В целом на отраслевые мероприятия было потрачено около 1 млн руб. Первые серьезные заказчики появились как раз благодаря участию в российской «Продэкспо». Уже в конце 2016 года рекламно-сувенирная компания из Москвы заказала подарочные наборы из дикоросов под собственной маркой к Новому году. Выручка «Прайс-Т» по итогам 2016 года составила около 8 млн руб., 75% из которой принес один заказ, а прибыль – 1 млн руб.

Первый крупный контракт томский производитель заключил летом 2017 года с сибирской сетью супермаркетов «Холидей» на поставку продукции под торговой маркой сети на сумму 500 тыс. руб. До этого осуществлялись скромные продажи среди магазинов экотоваров в Томске и других городах. В 2017 году компании удалось войти в томскую розничную сеть «Лама», пермскую «Лакшми», а также московские экомагазины «Биостория», «Здравторг» и другие. На сегодняшний день предприятие сотрудничает с такими крупными розничными операторами, как «Мария-Ра», «Перекресток», «Гиперглобус» и «Азбука вкуса».

Выручка «Прайс-Т» за весь 2017 год составила 20 млн руб., прибыль – 1 млн руб. А за один только первый квартал 2018 года выручка превысила 10 млн руб. Осенью 2018 года предприниматели начали открывать собственные розничные магазины и склад «Дико Вкусно» в Москве. По подсчетам предпринимателя, открытие одной торговой точки обходится в 5 млн руб., на прибыль магазин может выйти за три месяца.

Выпуск журнала:

С диким характером

Заметив рост спроса на здоровое питание и повышение интереса потребителей к аутентичным русским товарам, предприниматели Юрий Чирков и Максим Колпаков решили наладить выпуск продукции из сибирских дикоросов. За два года выручка от производства линейки «Дико Вкусно» достигла 10 млн руб.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
18 Марта 2020, 08:03
25 Декабря 2019, 01:12
03 Декабря 2019, 08:12