Всё о продуктовой рознице

Продавцы воздуха

10 Сентября 2012, 05:09 Юлия Мацкивская

Микроклимат в торговом зале напрямую влияет на самочувствие сотрудников и посетителей магазина, а следовательно, и на финансовые показатели деятельности компании. Создать комфортную среду поможет вентиляция. Одна из основных задач при запуске магазина – правильно спроектировать вентиляционные системы. Нередко жадность владельцев при проектировании приводит к большим финансовым потерям после открытия торговой точки.

АВТОР: Юлия Мацкивская


Глоток свежего воздуха

Вентиляция делится на два основных вида – естественную и искусственную. Системы естественной вентиляции просты, не требуют сложного оборудования и расхода электрической энергии. В них свежий воздух поступает в помещение из открытых окон и дверей, что не всегда возможно в супермаркете, да и не подходит для нашего климата и экологии больших городов, а удаляется через предусмотренные в каждом помещении вытяжные каналы, шахты или воздуховоды. Эффективность таких систем зависит от температуры воздуха, направления и скорости ветра, поэтому они не считаются надежными. В продовольственных магазинах естественная вентиляция возможна только на тех предприятиях, площадь которых не превышает 250 кв. м.

Для создания искусственных (механических) систем используются специальное оборудование и приборы (вентиляторы, электродвигатели, воздухонагреватели, шумоглушители, воздуховоды, пылеуловители, фильтры), позволяющие подавать и удалять воздух в требуемых количествах на большое расстояние. Затраты электроэнергии на их работу могут быть довольно большими, однако сдать магазин в эксплуатацию без систем вентиляции обычно нельзя.


Атмосферные явления

Искусственные (механические) системы вентиляции бывают приточными, вытяжными и приточно-вытяжными. Приточные предназначены для подачи очищенного, подогретого или охлажденного, увлажненного воздуха. Вытяжные системы необходимы для удаления загрязненного воздуха из тех помещений, из которых он не должен попасть в соседние, например, из санузлов. Вытяжная вентиляция проще приточной и может состоять из одного вытяжного вентилятора или даже естественной вытяжки, если объем помещения невелик.

Приточно-вытяжные системы вентиляции – это наиболее эффективный вариант для супермаркетов: воздух при помощи слаженной работы вентиляторов подается приточной системой, а удаляется вытяжной. Обе системы работают одновременно, и их производительность должна быть одинаковой, чтобы исключить разницу воздушного давления внутри и снаружи помещения, приводящую к сквознякам. При проектировании вентиляции в магазине оптимальные параметры воздуха рассчитываются в соответствии со СНиП 2.04.05-91, СНиП 2.08.02-89 и данными, представленными в таблице расчетных параметров воздуха торговых помещений (см. таблицу).

«В продовольственных торговых предприятиях нужно устанавливать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением. Система должна оснащаться полным комплектом: вентилятор, нагреватель воздуха, фильтр, шумоглушитель, автоматика, воздуховоды, решетки, диффузоры и т.п. Стоимость вентиляции для магазина находится в пределах 35–45 евро/кв. м (при площадях более 500 кв. м)», – рассказывает Александр Иванов, коммерческий директор компании «ТТ-групп».

Помимо несложного монтажа и легкой эксплуатации приточно-вытяжная вентиляция обладает и другими отличительными особенностями. Так, использование рекуператора (агрегат, нагревающий приточный воздух за счет тепла удаляемого, при этом оба потока не смешиваются) позволяет существенно сэкономить электроэнергию: если затраты тепла на обогрев приточного воздуха в обычной вентиляции составляет 500 кВт, то система с применением роторного рекуператора потребляет всего 150 кВт.

В магазинах, где есть отделы кулинарии и пекарни, кроме обычной общеобменной вентиляции обязательно нужно проектировать местную вытяжную вентиляцию. Над печью или плитой должен находиться зонт, в который уходит основное тепло, запахи, пар. Желательно, чтобы система вытяжной вентиляции была независимой, то есть обслуживала только зонты. Особенно эффективной должна быть вытяжная вентиляция в пекарнях или на кухнях, которые частично находятся в торговом зале.


Для разных форматов

Все основные параметры системы вентиляции магазина зависят от его площади и конфигурации помещения. Если торговое заведение имеет разные залы для промышленных и продовольственных товаров, то для каждого зала проектируется и устанавливается отдельная система. «Магазин шаговой доступности (площадь не более 500 кв. м), как правило, расположен в пристройке к жилому зданию. Вентиляция здесь очень простая, обычно только в торговом зале и санузлах для персонала, – объясняет Платон Рощупкин, директор направлений «Вентиляция и кондиционирование» компании Baltic Master. – В супермаркете (общая площадь не более 3000 кв. м), расположенном в отдельно стоящем здании, вентиляцию проводят во все помещения, она включает в себя систему противопожарной вентиляции. В гипермаркете (площадь не менее 4000 кв. м) вентиляционная система обязательно делается с возможностью охлаждения подаваемого воздуха. В таком магазине почти всегда имеется пекарня, горячий цех и другие специализированные помещения, поэтому система имеет большое количество местных отсосов от технологического оборудования». Применяемые в супермаркетах системы должны справляться с тепловой отдачей холодильного оборудования, с повышенной температурой воздуха в кассовой зоне, с влажностью, выделяемой холодильным оборудованием. «Крупные торговые сети, как правило, заинтересованы в долгосрочном использовании помещения, поэтому оборудование и материалы в проекте используются качественные, с возможностью долгой эксплуатации. Небольшие торговые сети и частные магазины закупают самое дешевое оборудование для вентиляции, так как у владельцев нет уверенности в долгосрочном использовании помещения», – продолжает Платон Рощупкин.

Супермаркеты, расположенные на первых этажах жилых домов, должны иметь собственную независимую систему вентиляции. При размещении в здании нескольких магазинов для каждого из них следует проектировать отдельные вентиляции.

Систему вентиляции нужно вписать в интерьер торгового зала. Для этого оборудование либо окрашивается в подходящий цвет, либо устанавливается в невидимых для покупателя местах. «Разводка воздушной сети обычно скрывается подвесными потолками. Если дизайн допускает их наличие, под подвесными потолками прокладываются прямоугольные воздуховоды, устанавливаются круглые, квадратные или щелевые потолочные решетки», – приводит пример Анатолий Шестаченко, главный специалист по проектированию компании «ВентСтройПром». Часто ритейлеры отказываются от использования подвесных потолков, и воздуховоды видны посетителям. Однако при применении хороших материалов (теплоизоляции, высококачественной стали) они не оставляют неприятных впечатлений.


Братья навек

На российском рынке представлены все ведущие мировые производители вентиляционного оборудования. Их можно разделить на три категории. Мировые лидеры: Carrier, Trane (США), Ciat (Франция), GEA (Австрия-Германия), AL-KO, Wolter (Германия), Swegon, Systemair (Швеция). Средний класс: Remak (Чехия), VTS (Польша), Wesper (Франция). Экономкласс: «Веза», Korf, NED (Россия). «Рынок производителей вентиляционного оборудования стабилен, новые европейские или американские бренды появляются редко. При этом российские компании завозят новые марки китайского оборудования и создают на их основе собственные бренды, – рассказывает Александр Иванов. – Обычно магазины оборудуют недорогими системами вентиляции российского и европейского производства и европейскими или японскими кондиционерами».

Лидерство российского оборудования на рынке отмечает Платон Рощупкин. «Это происходит потому, что условия продажи (наличие на складе, дешевая логистика, цены и т.д.) у российских компаний выгоднее, чем у зарубежных», – поясняет он.


Цена ошибки

Проектирование вентиляции – один из самых важных этапов. Случайно неучтенные факторы могут повлечь за собой ошибки в проектировании и даже привести к необходимости полной замены вентиляционной системы. Для расчета системы и составления проектов в каждом случае применяется широкий спектр современного программного обеспечения, используется индивидуальный подход с разработкой нестандартных решений. «Если в проекте ошибок не было, вентиляция будет работать на совесть. И владельцам магазина при проектировании нужно давать достоверную информацию о расположении и количестве оборудования, в том числе кассовых аппаратов. Необходимо учесть предполагаемую проходимость (то есть количество посетителей, которые тоже выделяют тепло), количество и расположение электрических ламп, локализацию холодильного оборудования», – рассказывает Анатолий Шестаченко.

По мнению Александра Иванова, чаще всего при проектировании делают не грубые ошибки, а просто принимают решения, которые нерациональны с точки зрения критерия «цена – качество». Вот наиболее распространенная ошибка. «При проектировании закладывается кратность воздухообмена меньше, чем необходимо в конкретном магазине. Ритейлер хочет сэкономить на первичных вложениях в помещение, а потом, как правило, оказывается, что количество технологического торгового оборудования больше, чем было предусмотрено проектом», – говорит Платон Рощупкин.

Проблемы с эксплуатацией вентиляции возникают и в случае правильно разработанного проекта. Нередко мастерам по ремонту при выезде приходится сталкиваться с совсем курьезными ситуациями, например, не заменили вовремя батарейку в пульте управления, из-за этого не работает вся система. «Сложно застраховаться и даже предусмотреть все возможные виды ошибок – пользователь пытлив, его логику невозможно предугадать, – отмечает Андрей Хлебников, руководитель проектов компании «Ротвек». – Часто причиной неисправности становится забывчивость пользователей. Например, перед морозами забывают слить воду, и калорифер просто лопается».

Иногда пользователи не прислушиваются к советам профессионалов. Так, супермаркет потребляет в пять раз больше энергии, чем офисное здание той же площади, и снижение затрат на энергию приоритетно для владельцев. «Потребление энергии можно снизить, если оборудовать входы и выходы магазина автоматическими дверями. В переднем вестибюле должны быть двойные двери с тамбуром между ними», – отметил Алексей Ложкарев, главный проектировщик компании «ВентЭталон». Зимой теплопотери вестибюля выше по сравнению с остальной частью здания, поэтому в нем должен быть отдельный источник отопления, например, тепловая завеса. Владельцы же предпочитают экономить на этом оборудовании и переплачивать за электроэнергию.


Чистота – залог здоровья

Очищение систем вентиляции столь же необходимо, как и уборка помещений. Мелкие частицы пыли, грязи и жира неизбежно оседают на внутренней поверхности воздуховодов, засоряя их, поэтому сервисное обслуживание необходимо проводить регулярно. «Сервисное обслуживание и ТО (например, смазка механических частей вентиляционных установок) должны производиться минимум два раза в год, оптимально каждый квартал», – напоминает Платон Рощупкин. Только при этом условии система будет работать стабильно и качественно. В противном случае в супермаркете будет неприятный запах из вентиляционных решеток, неправильная подача и забор воздуха. Если систему запускать, то скопившиеся загрязнения неизбежно приведут к распространению бактерий и вирусов, к размножению вредоносных организмов, грибков, плесени.

«Существует три варианта обслуживания: это делает компания, отвечающая за эксплуатацию магазина, собственная служба эксплуатации супермаркета или вентиляционная компания, которая устанавливала систему (если у нее есть такая услуга)», – рассказывает Александр Иванов. В последнем случае ритейлер должен иметь договор с фирмой, специализирующейся на монтаже и эксплуатации вентиляционных систем.

Для чистки системы необходимы специальные инструменты, особые химические чистящие средства. «Воздуховоды делятся на сектора. К одному из концов подсоединяется специальный промышленный пылесос. Мощный поток воздуха засасывает крупные части загрязнения. С другой стороны воздуховод прочищается длинным валом с набором щеток. Вал может вращаться как вручную, так и электроприводом. Данная процедура очищает воздуховоды от жира, копоти, пыли, грязи», – говорит Андрей Хлебников. Кроме того, проводится дезинфекция вентиляции. При помощи специального аппарата в системе распыляется антибактериальный раствор. При необходимости проводится демонтаж решеток и диффузоров.

 Таблица расчетных параметров воздуха

Помещение

Расчетная температура в холодный период

Кратность воздухообмена или количество удаляемого воздуха

Приток

Вытяжка

Торговые залы площадью 250 кв. м и менее в магазинах:

продовольственных

12

1

универсальных и непродовольственных

15

1

Торговые залы площадью более 250 кв. м в магазинах:

продовольственных

12

По расчету

универсальных и непродовольственных

15

По расчету

Разгрузочные помещения

10

По расчету

Помещения для подготовки товаров к продаже

16

2

1

Демонстрационные залы

16

2

2

Разрубочные

10

3

4

Кладовые:

бакалея, хлеб, кондитерские изделия

16

0.5

гастрономия, рыба, молоко, фрукты, вина, пиво, напитки

8

1

обувь, парфюмерия, товары бытовой химии

16

2

Охлаждаемые камеры:

мясо, полуфабрикаты, гастрономия

0

рыба

-2

овощи, ягоды, фрукты, кондитерские изделия, напитки

4

4 (периодическая)

4

мороженое, пельмени, замороженные продукты

-12

пищевые отходы

2

10

Помещения для хранения упаковочных материалов и инвентаря

8

1

Мастерские, лаборатории

18

2

3

Выпуск журнала:

Продавцы воздуха

Микроклимат в торговом зале напрямую влияет на самочувствие сотрудников и посетителей магазина, а следовательно, и на финансовые показатели деятельности компании. Создать комфортную среду поможет вентиляция. Одна из основных задач при запуске магазина – правильно спроектировать вентиляционные системы. Нередко жадность владельцев при проектировании приводит к большим финансовым потерям после открытия торговой точки.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
22 Июля 2020, 02:07
18 Марта 2020, 08:03
25 Декабря 2019, 01:12