Всё о продуктовой рознице

Оправа для товара

21 Апреля 2014, 05:04 Юлия Мацкивская

Стеллажи – самый востребованный и распространенный вид торгового оборудования. В продовольственном магазине любого формата они занимают порядка 40–60% общей площади, а значит, влияют на эффективность работы торговой точки. Для грамотного подбора стеллажных конструкций лучше обратиться к профессионалам, которые разработают проект в зависимости от ассортимента и площади конкретного магазина.

АВТОР: Юлия Мацкивская

Правила подбора

На рынке представлено немало стеллажей разных видов. Большинство моделей этого оборудования изготавливается из стали. Основными элементами сборной конструкции являются стойки, боковые стенки, опоры, задние и нижние панели, полки и кронштейны. Стеллаж может дополняться верхним фризом с возможностью установки ограничителей для полок, светильников, пластиковых ценникодержателей. Сборная конструкция позволяет осуществлять монтаж и декомплектацию легко и быстро.

От точного подбора стеллажей во многом зависит эффективность работы торгового зала. «При выборе торговых стеллажей необходимо учитывать формат магазина и тип продукции, которая будет на них храниться», – считает Роман Мельников, руководитель бизнес-направления «Магазиностроение» компании «Торговый дизайн». Исходя из этого нужно продумать наполнение стеллажной конструкции. «Вы сможете решить, будет ли удобнее сделать выкладку на полках или же лучше использовать крюки, корзины, а возможно, нужно использовать специализированный экспозитор», – объясняет Мария Югай, руководитель проектов компании «Торговый дом Кифато МК».

Эффективная выкладка достигается за счет широкого ассортимента комплектующих. Под каждую группу товаров необходимо рассматривать различные модули, навесные элементы, комплектующие. «Например, пакеты с соком выставляются только на полках, а хозяйственные мелкие принадлежности удобнее представить «россыпью» в корзинах с делителями», – дополняет Мария Югай.

К ключевым характеристикам этого оборудования можно отнести весовую нагрузку и эффективность презентации различных групп товаров. Стеллаж не должен перетягивать на себя внимание покупателей, его функция – представить ассортимент супермаркета, причем наиболее выгодным образом. Также он не должен быть очень высоким или глубоким – это затрудняет доступ к продукции. «Предпочтительно, чтобы был удобный шаг перестановки полок и возможность регулировки угла наклона, если это необходимо», – отмечает Олег Зотов, руководитель отдела продаж торгового оборудования компании «НОРД-СМ».

При выборе стеллажа необходимо обратить внимание на качество и толщину металла; качество и целостность покрытия, исполнение стойки. «Это может быть цельнотянутая труба или свернутый лист металла, иногда даже не замкнутый по всей длине. Важно, на что опирается стойка стеллажа: если обе регулируемые ножки расположены на нижней боковине, то нагрузочная способность такого стеллажа невелика, – поясняет Олег Зотов. – Используемые ценникодержатели должны быть распространенными и недорогими, это расходный материал, который довольно часто приходится менять в процессе эксплуатации. Но тем не менее он должен надежно держаться на полке».

Кроме вышеперечисленного при выборе стеллажа основной характеристикой является весовая нагрузка на полку или секцию. «Максимально допустимая весовая нагрузка определяется допустимой нагрузкой на слабейшие места стеллажей, а именно: соединение Г-образной стойки, перфорация стойки, кронштейны полок. Прочность этих элементов определяется маркой и толщиной стали, конструктивными особенностями комплектующих и компонентов стеллажа», – рассказывает Роман Мельников.

Также необходимо решить, будете ли вы использовать только торговый зал для экспозиции и продажи товаров или же задействуете стеллажные конструкции и для складского запаса. «В случае необходимости складского запаса нужно определить предполагаемые нагрузки на ярусы хранения, чтобы поставщик смог подобрать детали, предназначенные по конструктиву и количеству заложенного металла, исходя из ваших потребностей», – поясняет Мария Югай.

 

Бесценный опыт

К сожалению, ритейлеры нередко допускают ошибки при выборе стеллажей. Один из главных промахов заказчиков – это убежденность, что даже дешевая торговая мебель прослужит долгое время. «Ритейлеры, как правило, пытаются сэкономить, приобретая недорогие реплики качественных стеллажей от мини-производителей, которые зачастую и о технологиях металлообработки, и о прочностных расчетах ничего не знают, а просто берут заводской стеллаж и делают аналог с удешевлением материалов и технологий. Такая мебель не держит нагрузку, с нее быстро облезает краска и т.д.», – рассказывает Олег Зотов. А быстрое возникновение потертостей и царапин может негативно отразиться на общем имидже магазина.

Многие клиенты не обращают внимания на параметры (длину, глубину и высоту) и не интересуются толщиной металла и нагрузкой (кг) на одну полку, что порой приводит к короткому сроку службы стеллажа, особенно если ритейлер располагает на нем тяжелый товар. «Неправильная сборка (при ротации, зачастую силами грузчиков) и неправильная загрузка (неравномерное распределение продукта-нагрузки на полках) – это еще одна ошибка ритейлеров», – продолжает Олег Зотов. При неправильных сборке и установке оборудования может произойти «заваливание» стеллажа. Эти операции необходимо доверять только квалифицированным специалистам, которые смогут провести регулировки в трех плоскостях для максимальной устойчивости конструкции. Нельзя не отметить самонадеянность некоторых клиентов, которые приходят с самостоятельно рассчитанным проектом, не желая прибегать к помощи специалистов. В результате размеры не соответствуют действительности, полки прогибаются, а стеллажи не могут быть загружены максимально.

При заказе оборудования очень важно рассчитать и указать нагрузки на все конкретные стеллажные конструкции. «Это даст возможность поставщику подготовить для вас оптимальное коммерческое предложение, так как конструкции в стеллажах будут рассчитаны именно для необходимых вам весов без излишне заложенного металла, что избавит вас от лишних трат», – считает Мария Югай.

Основная рекомендация ритейлерам – разработать проект у специалистов. «Скупой платит дважды (а то и трижды). Стоимость стеллажа определяется маркой и толщиной металла, качеством покраски, технологиями, применяемыми при производстве. Чрезмерная экономия приведет к ухудшению потребительских качеств изделия и его внешнего вида при эксплуатации, уменьшению его срока службы», – убежден Роман Мельников.

В проекте-расстановке стеллажного оборудования по магазину лучше выбрать минимальное количество применяемых стандартов. «Например, полки торгового стеллажа могут быть длиной 660 мм, 1000 мм, 1250 мм, 1330 мм. Такое разнообразие позволяет оптимально разместить оборудование, но лучше выбрать стеллажи одного размера, которые вы будете использовать во всем магазине и только в необходимых случаях устанавливать дополнительные. Унификация габаритов даст возможность менять наполнение стеллажей, не задумываясь о взаимозаменяемости конструкций. Допустим, понадобилось вам на одном стеллаже увеличить количество полок, а на другом уменьшить – при унификации (если все стеллажи будут в вашем магазине длиной 1330 мм) вы просто перевесите полки с одного стеллажа на другой. Если же стеллажи будут разных размеров, то сделать это уже не удастся», – делится опытом Мария Югай.

 

На вкус и цвет…

Несмотря на распространенность стеллажных конструкций и многообразие конфигураций производители часто сталкиваются и с нестандартными заказами. Обычно они гибко подходят к необычным запросам, имея в арсенале немало вариантов и модификаций стеллажей для различных групп товаров. «Каждый проект индивидуален и практически в каждом крупном заказе используются специальные разработки для заказчика, чтобы оптимизировать выкладку продукции. Не все производители имеют возможность изготовить нестандартные элементы на своем заводе, поэтому немаловажный момент при выборе поставщика – это наличие у него станочного парка, способного обеспечить потребности заказчика», – поясняет Мария Югай.

Клиенты уже давно не придерживаются стандартной покраски по таблице RAL. Есть заказчики, которые покупают стеллажи, наполовину окрашенные в стандартный цвет, а какой-то элемент заказывают иного цвета, который изготавливается под заказ. Такое отношение клиента к оборудованию становится нормой в связи с жесткой конкуренцией на рынке.

Нередко производители получают дизайн-проекты магазинов, в которых предусмотрены индивидуальные решения, далекие от торговых технологий и практических возможностей оборудования. Тогда они вынуждены адаптировать видение ритейлера под реалии торговли, разрабатывать конструктив изделия и подбирать материалы. Поэтому желательно еще на этапе разработки дизайн-проектов привлекать специалистов производства. Это позволяет повысить эффективность работы дизайнера, избежать множества согласований с производителем и сократить время ожидания поставки торгового оборудования.

 

Будущее за дизайном и фактурой

На российском рынке присутствует немало производителей стеллажных систем, приблизительно равных по своим возможностям в своей нише (премиум-класс или демократичное оборудование): Intrac, Mago, «Кифато МК», Мodern Expo, «Витрина», Wanzl, Stahler, «Микрон», «МДМ», Cryspi, Numero Uno, «Русь», «Нордика», ITON и др.

По мнению экспертов, уровень развития российской розницы достиг такого уровня, когда ритейлера трудно чем-то удивить, при этом заказчики не перестают удивлять своими запросами. Поэтому совершенствование стеллажного оборудование связано с дизайнерскими решениями, повышением качества производства, внедрением новых производственных технологий, позволяющих найти новые конкурентные преимущества.

Все производители стараются сделать стеллажи более компактными, сохранив их оптимальные размеры и грузоподъемность. «Производители всегда нацелены на полное удовлетворение запросов ритейлеров, главным из которых является презентабельная вместительная выкладка товара, удобная и для покупателей, и для сотрудников магазина. С этой целью конструкции стеллажей постоянно совершенствуются с помощью индивидуальных разработок по проектам», – отмечает Мария Югай.

Многие производители обратились к выпуску металлических стеллажей с декорами различных текстур и оттенков. Так, например, стеллажи под дерево или с натуральной отделкой особенно популярны в хлебных и алкогольных отделах. «Наиболее часто встречаются запросы клиентов на нестандартное стеллажное оборудование для отделов «Алкоголь», «Овощи-фрукты», «Выпечка», прикассовой зоны и зоны распродаж.

Последние тенденции стеллажной «моды» – использование металлических сетчатых конструкций, элементов из пластика, ДСП и натурального дерева», – убежден Роман Мельников. Это, несомненно, улучшает внешний вид изделия, а также повышает его эксплуатационные качества. Данный тренд поддерживается не только зарубежными, но и отечественными производителями стеллажного оборудования.

Выпуск журнала:

Оправа для товара

Стеллажи – самый востребованный и распространенный вид торгового оборудования. В продовольственном магазине любого формата они занимают порядка 40–60% общей площади, а значит, влияют на эффективность работы торговой точки. Для грамотного подбора стеллажных конструкций лучше обратиться к профессионалам, которые разработают проект в зависимости от ассортимента и площади конкретного магазина.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
22 Июля 2020, 02:07
18 Марта 2020, 08:03
25 Декабря 2019, 01:12