Всё о продуктовой рознице

Мобильная группа

21 Июня 2011, 05:06 Ольга Еремина

Мобильные принтеры претендуют на то, чтобы занять прочные позиции в сегменте оборудования, применяемого для автоматизации торговли. Ритейлеры пришли к выводу, что с помощью этих портативных устройств можно не только оптимизировать бизнес-процессы и снизить дополнительные расходы, но и расширить спектр предоставляемых клиентам услуг.

АВТОР: Елена Еремина

Мал, да удал

Высокие рейтинги в розничных кругах переносные принтеры завоевали благодаря универсальности, так как широко применяются и в торговом зале, и на складе, и при курьерской доставке, и в случае выездного обслуживания.

– В отличие от стационарного принтера, мобильный позволяет объединить место применения бумажного носителя с местом его печати, – отмечает продукт-менеджер группы компаний «Пилот» Александр Чистяков.

– Использование такого переносного устройства дает возможность повысить производительность труда сотрудника. Ведь исключаются бесполезные перемещения к стационарному принтеру и обратно, снижается количество ошибок, появляется возможность оказания новых услуг клиентам.

После того как на вооружение были взяты преимущества беспроводных технологий, ритейлерам стало проще контролировать цены и движение товара. Ведь с использованием мобильных принтеров удается решать множество задач: снабжать товар этикетками отгрузки, печатать ценники для полок, скидочные купоны, квитанции о получении товара, проводить инвентаризацию и переоценку, что позволяет оперативно отслеживать перемещение товара и корректировать его стоимость.

– При изменении цен возникает необходимость перемаркировки товаров или печати новых ценников, – поясняет директор технического центра ООО «Датаскан» Валерий Сулим. – Использование мобильных принтеров позволяет избежать перемещения товаров в зону маркировки, оборудованную стационарным принтером, что существенно снижает затраты и ускоряет процесс перемаркировки. Сотруднику магазина достаточно лишь считать штрихкод с этикетки или ценника, после чего моментально будет получена информация о данном продукте и его новой цене. Сразу на мобильном принтере может быть произведена печать этикетки на замену.

По мнению эксперта, полностью автоматизированная процедура гарантированно обеспечит соответствие стоимости товара на этикетке цене на расчетно-кассовом узле.

– Многие покупатели не раз сталкивались с ситуацией, когда на кассе неожиданно выяснялось, что реальная цена продукта оказывалась другой, – говорит Валерий Сулим. – Это вызывало возмущение, приводило к задержкам при расчетах, а в результате – к снижению привлекательности торгового предприятия в глазах покупателей.

Такая же оперативная маркировка или перемаркировка товаров может осуществляться и на складе. Задание на печать этикетки формируется мобильным терминалом в соответствии со считанным с товара штриховым кодом производителя или заявкой на приемку товара, загруженной предварительно в терминал или хранящейся на сервере.

– Контролировать движение продукции с момента поступления до окончательной продажи помогают передовые принтеры, которые распечатывают этикетки, используя технологию радиочастотной идентификации RFID, – комментирует территориальный менеджер по России и СНГ компании Zebra Technologies Ольга Герасимова. – Мобильный принтер осуществляет кодирование и печать RFID-бирок, находясь на удалении от стационарной системы, что расширяет возможности применения устройства.

 Что может Queue Busting Solution?

Несомненное достижение, связанное с применением мобильных принтеров, – устранение очередей в магазинах. Согласно результатам исследований AMR Research, длинные очереди у касс являются одной из основных причин разочарования покупателей и потери их лояльности. По оценке аналитиков, спровоцировать покупателя на уход к конкуренту способны в среднем 2,7 факта неудачного опыта покупки в магазине.

– В выходные и праздничные дни при полностью работающей кассовой линии у POS-терминалов собираются очереди желающих совершить покупку. Чтобы избежать такой ситуации, ритейлеры вынуждены нести расходы на содержание избыточного количества кассовых узлов и подготовку персонала для их обслуживания. Но эти меры не решают полностью проблемы «пиковых» нагрузок, – комментирует Ольга Герасимова. Разгрузить кассовую зону поможет система «Убийца очередей» (Queue Busting Solution), которая работает с использованием мобильных терминалов, принтеров и Wi-Fi-сетей.

– Суть этого решения заключается в следующем. Сотрудник магазина помогает покупателю произвести подбор товара. После считывания штрихкодов с отобранных продуктов и распечатки предварительного чека товары помещаются в специальный опечатываемый пакет. На пакет наклеивается предварительный чек с уникальным штриховым кодом, который будет считан на кассе экспресс-оплаты. Там произойдет окончательный расчет и распечатка фискального чека, – рассказывает Валерий Сулим.

– Даже если не сканировать всю покупательскую тележку, что достаточно сложно сделать при большом наплыве покупателей и ограниченном кадровом резерве, а упаковать лишь 30% продуктов из каждой тележки, это повысит проходимость кассового узла приблизительно на 30%, – отмечает Ольга Герасимова.

А в период невысоких нагрузок оборудование Queue Busting Solution тоже не будет простаивать: его можно использовать на приемке товара и инвентаризации, а также для мобильной печати ценников.

На вынос

Свою состоятельность мобильные устройства доказали и «на выезде», где требуется оперативно распечатывать накладные, квитанции, товарные чеки. Пока большинство расходных документов для выездной торговли предварительно оформляется в офисе. Но практика показывает, что на месте отгрузки экспедитору часто приходится корректировать их «вручную» в соответствии с реально отгружаемым количеством товара. В итоге после возвращения экспедитора в офис при внесении фактических данных в информационную систему продавца возникают ошибки и путаница.

Если в машине, которая осуществляет доставку, установлен мобильный терминал, переоформить документы можно прямо на месте. После сканирования штрихкодов с отгружаемых товаров в терминале формируются расходные накладные, а на мобильном принтере производится печать квитанции, полностью соответствующей данным фактической отгрузки.

– Например, клиенту привозят товар ненадлежащего качества, – рассуждает руководитель проектов по маркировке компании System Group Денис Сумелев. – От части товара он хочет отказаться. Сотрудник доставки просто убирает данную позицию из документа и повторно с мобильного принтера распечатывает накладную.

Позднее сведения об операции передаются с мобильного терминала в информационную систему торгового предприятия.

 Есть контакт

Как правило, мобильный принтер всегда работает в паре с переносным компьютером (терминалом сбора данных). Команда на печать того или иного шаблона документа или этикетки осуществляется с помощью программного обеспечения, установленного на компьютере. Шаблон обычно создается с помощью специального программного обеспечения, которое выпускают многие зарубежные и российские компании.

– Программное обеспечение зависит не столько от модели принтера, сколько от модели управляющего устройства, а ими чаще всего являются терминалы сбора данных, – отмечает руководитель проектов компании «Тороб.Инфо» Антон Сороко. – Каждый уважающий себя производитель терминалов сбора данных имеет в своем арсенале прикладные программы для управления печатью на мобильные принтеры.

При непосредственном управлении с терминала связь между терминалом и принтером может осуществляться как по проводному (RS232 или USB), так и по беспроводному интерфейсу (Bluetooth или Wi-Fi), а при управлении с сервера – по интерфейсу Wi-Fi через точку доступа.

– Связь между мобильным компьютером и принтером, которая осуществляется по кабелю, – самый дешевый, но не самый надежный и довольно неудобный для оператора вариант, – считает Александр Чистяков. – Канал Wi-Fi используется редко, поскольку потребляет очень много энергии аккумулятора принтера. Наиболее популярным в последнее время стал канал Bluetooth.

– Хотя все переносные принтеры имеют мощные аккумуляторы с подзарядкой и энергосберегающий режим для использования при круглосуточной работе, – отмечает начальник отдела автоматической идентификации Группы компаний «Сервис Плюс» Владимир Горшков.

 Проверка на пригодность

– Главное, на что надо обратить внимание при выборе подобного оборудования, – метод печати и тип печатного материала, – советует Валерий Сулим.

Именно эти характеристики определяют срок жизни этикеток, ценников и других документов. Сейчас наиболее распространены два вида принтеров: одни используют термопечать, другие – термотрансферный перенос. В первом случае напечатанные данные хранятся всего несколько месяцев, во втором – могут существовать несколько лет.

– Подавляющее большинство представленных на рынке моделей относятся к первой категории, – замечает Александр Чистяков. – Это наиболее экономичный вариант.

Термотрансферные устройства поставляет только компания Zebra, но они ощутимо дороже термопринтеров. Поэтому обычно их используют только в некоторых видах выездного сервиса и для инвентаризации основных средств крупных территориально распределенных компаний.

Типовые значения ширины печатаемого документа – 2, 3 и 4 дюйма, то есть 54, 76 и 104 мм. Но чем шире печатаемый документ, тем принтер дороже.

Крайне важно, чтобы принтер был устойчив к внешним воздействиям.

– Портативные принтеры, рассчитанные на использование в «полевых» условиях, зачастую оснащены специальными ремнями для ношения на плече или поясе либо креплениями для автопогрузчика, – рассказывает Владимир Горшков, – а также прочным корпусом, который должен выдерживать падение на бетонный пол с высоты 1,5 метра.

– Чем более защищенным является принтер, тем он дороже. Но его защищенность оборачивается длительным сроком службы и меньшей стоимостью владения, – добавляет руководитель департамента автоматической идентификации компании «Кристалл Сервис» Константин Манцветов. – Например, один из самых популярных мобильных принтеров в мире – Datamax-O’Neil Mf4te, с шириной печати 102 мм, оснащенный Wi-Fi, Bluetooth, выдерживает многократные падения с высоты 1,8 метра, в среднем служит три-четыре года без поломок. Проводились эксперименты, когда этот принтер сбрасывали с третьего этажа на асфальт и он не потерял своей функциональности.

В любом случае выбор принтера зависит от специфики бизнеса и сферы применения.

– Так, для неотапливаемых складов и выездных сотрудников рекомендуются сверхпрочные принтеры этикеток с Wi-Fi-модулем, например datamax-o’neil Mf4te, а для магазинов и небольших складов – более легкие этикеточные принтеры с Bluetooth, например datamax-o’neil LP3, – объясняет Константин Манцветов.

 Цена вопроса

Диапазон цен на мобильные принтеры довольно широк: простые модели стоят около $200, в то время как цена устройств с большим функционалом может достигать и $2,5 тыс.

– Все очень просто: чем надежнее мобильный принтер, тем более качественные детали и отказоустойчивые решения применяются в нем, – объясняет Александр Чистяков. – А качество, как известно, всегда стоит денег. К сожалению, нередко бывали случаи, когда, выбрав дешевые принтеры, заказчик сталкивался с массовыми поломками в первые же месяцы работы оборудования и в результате на долгое время вынужден был отказываться от решений, связанных с мобильной печатью.

– Все зависит от наличия интерфейсов, дополнительных опций, например разъема для считывания кредитной карты, – добавляет Денис Сумелев. – Чем больше опций, больше ширина печати, тем, естественно, выше цена.

Так, мобильный принтер с возможностью кодирования RFID-меток может стоить 2,4 тыс. евро.

 C «Оптимум» - на Android

Вскоре большая часть мобильных платформ, используемых для автоматизации торговли, будет базироваться на платформе Android. Группа компаний CDC (Центр корпоративных разработок), разработчик систем автоматизации мобильных бизнес-процессов на предприятиях, в частности, систем мобильной торговли, систем управления выездными сотрудниками Field Service и ТОиР, заявила о переходе собственной технологической платформы «Оптимум» на Android. ГК CDC занимает 60% рынка мобильных решений. В дальнейшем более 70% новых внедрений «Оптимум» будут производиться с использованием Android-устройств.

– К концу 2011 года платформа Android будет играть ключевую роль на рынке систем автоматизации торговли, – констатирует независимый эксперт, аналитик рынка мобильных платформ и гаджетов Михаил Фадеев. – Windows Phone 7 для этого не подходит, поскольку смартфоны на ее базе весьма дороги, а планшетов с таким программным обеспечением и вовсе не существует. А нижняя ценовая планка Android-устройств приблизилась к 5 тысячам рублей.

Пока большинство мобильных решений для переносных терминалов базировалось на Windows Mobile, а некоторые – на Palm OS. По словам президента ГК CDC Хусейна Аз-Зари, в последний год использование Windows Mobile потеряло свою актуальность: количество смартфонов на базе версии 6.Х сократилось до минимума, а 7 версия имеет серьезные ограничения для разработки корпоративных приложений. Платформа

Android выбрана из-за удобства разработки программного обеспечения для нее, а также наличия широкого и непрерывно обновляющегося ассортимента устройств разных производителей.

Решения применяются для автоматизации таких торговых процессов, как сервисное обслуживание на выезде, инвентаризация, сбор заказов, торговля с колес, мерчандайзинг, управление дистрибуцией. Пока на платформу Android перенесено два модуля: Field Service и Pre Salling.

Однако функционал устройств удалось расширить, включив сбор информации и анкетирование, а пользовательский интерфейс сделать более удобным.

Тем не менее, эксперты пророчат пребыванию Android на рынке мобильных решений для автоматизации торговли светлое будущее. Как считает Михаил Фадеев, корпоративный рынок консервативен и инерционен: крупные компании используют системы «терминал + сервер», а это, как правило, проекты с множеством компонентов. И срок их внедрения занимает несколько месяцев. Поэтому на новой платформе рынок останется, как минимум, несколько лет.

Отказываться от Windows Mobile участники рынка пока не собираются и поддерживают две платформы, поскольку видят комфортность использования Android. Но защищенные терминалы сбора данных могут базироваться только на Windows.

По расчетам специалистов ГК CDC, в России эффективность внедрения комплексных систем автоматизации предприятий варьируется от $6 до 50 тыс. на одного мобильного сотрудника. Период окупаемости таких решений составляет не более двух месяцев.

Выпуск журнала:

Мобильная группа

Мобильные принтеры претендуют на то, чтобы занять прочные позиции в сегменте оборудования, применяемого для автоматизации торговли. Ритейлеры пришли к выводу, что с помощью этих портативных устройств можно не только оптимизировать бизнес-процессы и снизить дополнительные расходы.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
22 Июля 2020, 02:07
18 Марта 2020, 08:03
25 Декабря 2019, 01:12