Всё о продуктовой рознице

Холодный выбор

09 Апреля 2014, 05:04 Юлия Мацкивская

Один из основных трендов в торговом холодильном оборудовании – энергосбережение, так как холодильные и морозильные камеры потребляют львиную долю электроэнергии в магазине. Мало того, что тарифы на электроэнергию постоянно растут, так еще и ритейлер может столкнуться с ограничениями мощности. Чтобы добиться максимальной энергоэффективности, производители работают над теплоизоляцией и видами освещения.

АВТОР: Юлия Мацкивская

Все торговое холодильное оборудование (ТХО), используемое в супермаркетах, можно поделить на холодильное и морозильное. «В торговом зале к холодильному оборудованию относят витрины (прилавки) и стеллажи (горки), к морозильному – ванны (бонеты), лари и лари-бонеты, шкафы и комбинированные шкафы-ванны. В подсобных и складских помещениях используют холодильные и морозильные камеры, шкафы и лари», – говорит Роман Мельников, руководитель бизнес-направления «Магазиностроение» компании «Торговый Дизайн».

В зависимости от поддерживаемого температурного режима выделяют среднетемпературное, низкотемпературное и комбинированное оборудование. Что касается холодоснабжения, то на рынке предлагаются установки со встроенным или выносным холодом. Предпочтительны, конечно, системы выносного холодоснабжения: в этом случае витрины и бонеты можно выстраивать в линии любой длины с произвольными углами изгиба линий, что позволяет проектировать торговые залы с учетом конкретных особенностей магазинов. Кроме того, перенос холодильных агрегатов в подсобные помещения, на улицу или крышу значительно снижает уровень шума и теплопритоков в торговом зале.

Холодильная техника различается по многим параметрам: размер, технические характеристики, ценовой сегмент, марка производителя и т.п. В каждом сегменте есть свои направления развития, однако существуют и общие тенденции. По словам Романа Мельникова, последние тренды оснащения магазинов касаются дизайна торгового зала, уменьшения затрат на электроэнергию и первоначальных инвестиций в проект. «Для кого бы мы ни предлагали свое оборудование, всегда руководствуемся следующими соображениями: оно должно быть надежным, удобным и простым в эксплуатации, а главное, выполнять свою функцию. В супермаркете холодильная техника должна создавать оптимальные условия для хранения продуктов и быть привлекательной для посетителей», – рассказывает Сергей Егоров, креативный директор компании «Камик».

 

Технические параметры

Естественно, выбор оборудования начинается с изучения его технических характеристик, также необходимо обратить внимание на набор услуг, которые предлагает поставщик.

По опыту, температурный режим, который указывают производители, не всегда выдерживается оборудованием в условиях эксплуатации в торговом зале. Так, поточные витрины, рассчитанные на среднюю температуру +2 °С, очень зависят от человеческого фактора. Бывает, что ценник немного перекрывает датчик, в результате оборудование не выходит на нужный режим.

Также следует обратить внимание на расположение вентиляторов. Они могут быть внизу и у задней стенки. Предпочтителен второй вариант, так как в этом случае в него не попадет жидкость (сок, молоко, йогурт), от протекания которой никто не застрахован.

Основные тренды в сфере торгового холодильного оборудования – это энергосбережение и экологичность. Известно, что 60% энергопотребления в магазине приходится на холодильные системы. «То, на что уже давно обращают внимание при выборе оборудования в странах Европы, стало важным и для российских предпринимателей, в том числе и энергоэффективность оборудования», – считает Светлана Щербакова, ведущий специалист по продукту компании «Полаир».

Тарифы на электроэнергию постоянно растут, поэтому при выборе холодильного оборудования потребитель учитывает не только цену, дизайн или бренд, но и показатели по энергопотреблению. Выигрывает тот производитель, чье оборудование наиболее экономно: ритейлеры меняют открытые ванны на лари-бонеты, производители устанавливают энергосберегающие вентиляторы и лампы освещения.

Используются и простые механизмы снижения энергопотребления. Например, применение светодиодного освещения снижает расходы энергии на 25%. Уменьшить потребление электроэнергии позволяет качественная теплоизоляция. Наиболее эффективный способ экономии энергии – применение заливной пенополиуретановой теплоизоляции. Коэффициент теплопроводности пенополиуретана в 1,5 раза ниже коэффициента теплопроводности пенопласта.

Многие производители для оптимизации расходов энергии выпускают цельнозаливные корпуса оборудования, что помогает избежать утечек холода и притока тепла. Агрегат работает только на охлаждение продукта, что обеспечивает более низкое энергопотребление.

Одно из инновационных решений, вызывающее интерес производителей всего мира, – использование углекислого газа СО2 вместо традиционно используемых хладагентов. Углекислый газ CO2 (R744) – это негорючий естественный дешевый хладагент, который меньше способствует глобальному потеплению и разрушению озонового слоя по сравнению с традиционными хладагентами.

Необходимость внедрения технологий энергосбережения нередко связана не только с желанием сэкономить, но и с условием функционирования магазинов: в небольших супермаркетах часто устанавливают ограничители мощности. Эксплуатация инновационного энергосберегающего оборудования (несмотря на то, что оно примерно на 30% дороже обычного) дает порядка 10% экономии в год.

 

Поставщики в ответе

Появились и новые требования к поставщикам. Сейчас ритейлеры отдают предпочтение тем, кто может предложить настоящую заводскую сборку, а не досборку на месте, хотя это было бы дешевле. В магазине возможен только монтаж готовых блоков, устанавливать на месте термодатчики, схемы и закачивать хладагент уже почти никто не соглашается.

Для владельца супермаркета также большое значение имеет выбор компании, которая будет осуществлять монтаж системы, особенно выносного холода. Некачественный монтаж способен снизить показатели даже самой мощной системы, привести к большим затратам энергии и быстрому износу оборудования.

Ритейлеры уже оценили, насколько отличаются «родные» комплектующие от аналогов, поэтому стараются учитывать при подписании договора с поставщиками этот аспект. Увеличились требования розницы и к срокам гарантии – желательно два года вместо привычного одного.

Владельцы крупных сетевых супермаркетов предпочитают создавать собственную службу эксплуатации. Подрядчик не всегда в состоянии выехать немедленно, поэтому удобно, чтобы была своя техническая служба, хотя бы одна бригада на сеть. Также изменилось отношение к ремонту компрессоров: иногда выгоднее купить новый, чем пытаться «реанимировать» старый, если стоимость его ремонта составит 70% стоимости нового, да и гарантию ремонтники дают не всегда.

Конечно, для ритейлера как предпринимателя важны стоимость оборудования и его качество. Но многие приверженцы современного дизайна стараются не забывать и про внешний вид холодильного оборудования. Так, в последние годы все чаще отдается предпочтение витринам с прямыми стеклами. «От сферических гнутых фронтальных стекол многие переходят к прямым четким линиям. Такие стекла обеспечивают хорошую обзорность выкладки, удобны для продавцов и придают современный стиль витрине», – приводит пример Роман Мельников. Прямые стекла еще и выгоднее: их проще заменить, они стоят дешевле, реже бьются.

 

Что нового?

Новые тенденции на рынке торгового холодильного оборудования повлияли и на появление новинок. Во-первых, в связи с приоритетом выносной системы холодоснабжения, к которой переходят даже небольшие магазины самообслуживания, некоторые российские производители выпускают отдельные серии холодильных витрин и прилавков с уменьшенными габаритными размерами специально для небольших супермаркетов.

Тенденцию экономии электроэнергии использовала в своем производстве компания «Камик». Она выпустила новую охлаждаемую ванну для чешуйчатого льда. «Основное отличие от аналогичного оборудования – наличие собственного агрегата. В основном ее можно использовать в рыбных секциях для выкладки свежей рыбы и морепродуктов. Длина витрины – 2 м. Она имеет защитный экран из закаленного стекла. Чешуйчатый лед выкладывается на перфорированные вставки. Витрина оснащена дренажной системой, – рассказывает Сергей Егоров. – А наша многофункциональная напольная охлаждаемая витрина идеально подходит для экспозиции гастрономии, кондитерских изделий, готовых блюд. Витрина изготовлена из высококачественной нержавеющей стали. Верхняя, витринная, часть имеет раздвижные стеклянные дверцы. Внизу – выдвижной ящик, облегчающий загрузку и выгрузку товара. Подсветка витрины осуществляется с помощью светодиодной ленты».

Новейшие технологии при производстве торгового холодильного оборудования используются и в других новинках. «Так, компания Epta Group применяет технологию Technolleen – специальное покрытие внутреннего объема оборудования, которое позволяет уменьшать загрязнение, повышает удобство уборки. Zero Technology позволяет поднять температуру кипения в испарителе до 0 °С. Чем выше температура кипения в испарителе, тем легче достичь желаемой температуры в рабочем объеме, что приводит к щадящему режиму работы агрегата и отсутствию необходимости оттайки», – рассказывает Роман Мельников.

Компания Liebherr также представляет новинку – холодильный-морозильный ларь-бонета большого объема. «Настройка параметров производится с помощью специального чипа, что предотвращает несанкционированный доступ. Оборудование с начала 2013 года тестируется в реальных условиях эксплуатации в девяти магазинах ALDI в Германии и Австрии. Лари могут выстраиваться в линию, остров, полуостров. Ларь-бонета предназначен для жестких условий эксплуатации, он не требует дополнительного ухода, есть автоматическая оттайка. Она производится с помощью отработанного газа (отсутствие тэнов позволяет значительно экономить электроэнергию). В его производстве применен революционный метод изготовления корпуса: цельный ударопрочный корпус из полиуретана обеспечит отсутствие сколов, царапин, коррозии. В оборудовании применяется двухсторонняя LED-подсветка», – говорит Валерий Перамус, руководитель направления «Оборудование для коммерческого использования» компании «Либхерр-Русланд».

 

Советуют профессионалы

Однако любая техника со временем приходит в негодность, и ритейлер сталкивается с необходимостью замены. «Если ваше оборудование стало часто выходить из строя и вы постоянно вызываете представителей сервисной службы для его ремонта, а также появились повышенный шум, посторонние звуки, то все это говорит о том, что пора менять холодильник или витрину», – советует Сергей Егоров. На что нужно обращать внимание при замене оборудования на более современные модели?

Прежде всего на актуальность новых моделей в проекте и правильном его использовании в данном формате. «Например, технологии ЕСО применимы абсолютно для всех форматов предприятий торговли, так как все умеют считать деньги. А дизайнерские решения в магазинах среднего класса (например, витрины с прямым стеклом) создают ощущение супермаркета премиум-класса. Также обратить внимание стоит на технические характеристики: есть ли дополнительные мощности на объекте, хватит ли в ЦХМ запаса мощности для установки дополнительного оборудования», – советует Роман Мельников.

Нелишне выяснить, какой тип корпуса и дверей имеют холодильные шкафы. «К сожалению, нередко производители из соображений экономии на дорогостоящем производственном оборудовании применяют панельную конструкцию корпусов. То есть корпус шкафа не является в ряде случаев монолитным, а состоит из отдельных панелей, соединенных между собой с помощью каркасов и саморезов, – рассказывает Светлана Щербакова. – Понятно, что об энергосбережении в данном случае речь идти не может, ведь компрессор вынужден включаться чаще, да и его модель должна быть более мощной, чтобы компенсировать теплопритоки через соединения панелей шкафов. Если еще и двери имеют не заливную, а закладную пенопластом изоляцию, энергопотребление таких шкафов становится еще выше. Очень важно, что холодильные шкафы Polair имеют цельнозаливные пенополиуретаном, монолитные корпуса и двери».

То же касается и морозильных ларей, для которых одним из основных факторов, влияющих на энергосбережение, является термоизоляция корпуса. Чем толще термоизолирующие стенки ларей, тем меньше электроэнергии они потребляют и тем лучше сохраняются экспонируемые в нем замороженные продукты. «Например, толщина стенок морозильных ларей Polair составляет 70 мм», – говорит Светлана Щербакова.

Важен и выбор хладагента. В последнее время в России стали появляться холодильные шкафы и морозильные лари, работающие на экологичном R290 пропане. «Этот хладагент привлекает производителей оборудования тем, что по сравнению с привычными R134a и R404A он значительно более эффективен, а значит, витрины и лари, работающие на пропане, экономичны с точки зрения энергопотребления. Ведь, применяя R290, можно использовать компрессор меньшей мощности, а включаться он будет реже, чем при применении традиционных хладагентов. Однако пропан является взрывоопасным веществом, и хотя в холодильных системах его применяют в малых, безопасных дозах, специалисты сервисных служб должны уметь обслуживать такую технику, иметь соответствующие лицензии и специально оборудованные помещения. К сожалению, в настоящее время это доступно не во всех регионах России. Но положительный опыт уже имеется, и есть все основания полагать, что все большее и большее количество холодильного оборудования в России будет работать на этом хладагенте», – подводит итог Светлана Щербакова.

Выпуск журнала:

Холодный выбор

Один из основных трендов в торговом холодильном оборудовании – энергосбережение, так как холодильные и морозильные камеры потребляют львиную долю электроэнергии в магазине. Мало того, что тарифы на электроэнергию постоянно растут, так еще и ритейлер может столкнуться с ограничениями мощности. Чтобы добиться максимальной энергоэффективности, производители работают над теплоизоляцией и видами освещения.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
22 Июля 2020, 02:07
18 Марта 2020, 08:03
25 Декабря 2019, 01:12