Всё о продуктовой рознице

Холодное предложение

10 Августа 2012, 05:08 Юлия Мацкивская

В преддверии летнего сезона спрос на морозильные лари растет. Сейчас на этом рынке плотная конкуренция, и ритейлеру есть из чего выбрать. Из последних новинок – лари-боннеты, которые совмещают достоинства обоих видов оборудования.

АВТОР: Юлия Мацкивская

Морозильные лари находят применение практически в любой торговой точке – от небольшого павильона до крупного гипермаркета, при всех формах обслуживания. Самые простые и востребованные лари – морозильники с теплоизолированной металлической глухой крышкой, их популярность объясняется невысокой стоимостью и небольшими габаритами, позволяющими использовать площадь с максимальной эффективностью. Морозильники с прямым стеклом предназначены для одновременного хранения и демонстрации полуфабрикатов и мороженого. Специальная конструкция стеклянной крышки не допускает потери холода и исключает нагревание товара солнечными лучами. Популярные несколько лет назад лари с наклонной прямой стеклянной крышкой сегодня почти исчезли, их заменили морозильники с моллированным (гнутым) стеклом. Их используют для повышения импульсных покупок: увеличенная экспозиционная площадь позволяет рассмотреть товар, не подходя к ларю вплотную. Правда, ларь с гнутым стеклом меньше по объему, чем аналог с прямым верхом, а цена его выше.

Среди основных компаний-производителей ларей, представленных на российском рынке, можно выделить датские Caravell, Derby, Elcold, Frigor, австрийскую AHT, китайскую Aucma, итальянскую Eksi, турецкую Ugur, австрийскую Liebherr, греческую Crystal, российские Italfrost, Argos, «Марихолодмаш», «Бирюса», Dancar, «Снеж», Polair.

Несмотря на то что лари используются круглый год, их производители ощущают сезонность. «Основной период закупки оборудования приходится на весну, продажи возрастают на 30–40%. В остальной период времени динамика продаж стабильная. В летний период, с мая по август, у ритейлеров особой популярностью пользуются лари с гнутыми и прямыми стеклами на 400 л. Они создают оптимальные условия для увеличения продаж», – утверждает Евгения Кулебякина, директор по маркетингу компании Cryspi.

Однако утверждать, что лари – это исключительно сезонный товар, не стоит. «Безусловно, владельцы уличных точек увеличивают спрос на холодильное оборудование в летний период (благодаря росту спроса на мороженое и прохладительные напитки). Но на фоне общего стока продукции это не является основным показателем объема продаж», – считает Григорий Карнеев, генеральный директор компании «Угур». С ним согласен Кирилл Курныкин, старший специалист отдела продаж коммерческого холода компании «Балтик Мастер». «Мы в нашей работе не наблюдаем существенных сезонных скачков спроса на морозильные лари. Причина в том, что лари входят в пул необходимого оборудования для предприятий торговли и общественного питания, – утверждает он. – Соответственно, спрос на этот вид оборудования зависит от интенсивности запуска новых объектов ритейла и их формата».

Полезные, красивые, ухоженные

При подборе модели морозильного оборудования необходимо определиться, какой товар и в каких объемах будет в нем храниться. Основные требования ритейлера – это оптимальные габариты, надежность конструкции и компрессора, энергосберегающие технологии. Относительно цены и качества существуют разные мнения. С одной стороны, рынок морозильных ларей характеризуется высокой конкуренцией, поэтому все предложения производителей по стоимости и качеству близки. «Пожалуй, единственный существенный критерий при выборе морозильника – это полезный объем. Именно за него борются разные компании: так, при близких внешних габаритных размерах объем может существенно отличаться», – считает Кирилл Курныкин.

С другой стороны, для ритейлера все-таки важны стоимость оборудования и его качество. Сегодня многие являются приверженцами современного дизайна оборудования и готовы немного переплачивать за эффектный вид и дополнительные опции. Создание привлекательных для покупателей и удобных для работы персонала торговых предприятий ларей – это тренд последнего времени. «Морозильные лари Polair с плоскими раздвижными стеклами в новом сезоне поменяли внешний вид – теперь рамы не собираются из отдельных элементов (уголков и прямых частей), а представляют собой единую конструкцию, изготовленную из АБС-пластика, глянцевого, практичного, ударопрочного и гигиеничного. Рамы ларей с изогнутыми стеклами делаются из того же материала и имеют сходный дизайн и элегантный внешний вид. Ассортимент ларей Polair дополнен моделями с глухими крышками, в том числе выполненными из нержавеющей стали. Их можно использовать как временный рабочий стол, применить в помещениях с повышенными гигиеническими требованиями, кроме того, они помогут поддержать премиальный имидж и стилистическое единство с другим оборудованием из нержавейки», – отмечает Светлана Щербакова, ведущий менеджер по продукту компании «Полаир».

По мнению Григория Карнеева, повысился интерес к многофункциональному оборудованию и наличию сервисного обслуживания. Покупатели обращают внимание на комплектующие морозильного ларя (корзины, наличие замка, подсветка оборудования), включены ли они в общий прайс. «Для пользователей очень важна надежность оборудования, его способность работать даже при экстремальных нагрузках. Оно должно быть беспроблемным в эксплуатации и экономичным в энергопотреблении», – считает Роберт Башикян, коммерческий директор компании «Эко1».

При выборе ларя следует обращать внимание на температуру, которая в нем может поддерживаться: низкотемпературные лари обеспечивают температуру от -15 до -25 °С, среднетемпературные рассчитаны на диапазон от +1 до +10 °С. «Все модели низкотемпературных или среднетемпературных ларей имеют стандартные поддерживаемые температурные режимы, но при этом могут различаться по габаритам и внешнему виду. Необходимо еще обращать внимание на количество корзин для выкладки товара, наличие замка на стеклянных шторках, наличие колес или ножек», – советует Григорий Карнеев.

Жаркое лето 2010 года показало, что не все лари могут выдерживать длительную работу при температуре +30–35 °С. Поэтому покупатель стал серьезнее подходить к выбору  климатического класса оборудования. Все морозильные лари делятся на три климатических класса: четвертый класс предназначен для эксплуатации морозильников при температуре воздуха до +25 °С, четвертый плюс – до +30 °С, пятый класс позволяет оборудованию работать при температуре до +40 °С. Лари класса четвертый плюс дороже четвертого, но работают гораздо стабильнее, поэтому предприниматели выбирают их все чаще.

В целом выбор модели морозильного ларя зависит от конкретных задач розничного предприятия. «У ритейлера есть возможность выбора между глянцевым или шагреневым материалом короны, можно отдать предпочтение морозильнику, работающему на 404 или на 134 фреоне, что при определенных условиях позволяет сэкономить значительные средства. В виде дополнительной опции лари могут оснащаться врезным или реечным замком», – добавляет Роберт Башикян.

Плечом к плечу

Ассортимент морозильных ларей различных марок и разного климатического класса огромен и продолжает увеличиваться. Одна из основных особенностей рынка ларей – высокая конкуренция. Рынок уплотняется благодаря европейским игрокам, выводящим производство в Россию (оборудование, собираемое в европейских странах, слишком дорого по себестоимости). Конкуренция увеличивается и за счет активной экспансии морозильного оборудования из Китая, причем китайские аналоги могут не уступать по качеству признанным торговым маркам. «Качество ларей российского производства также не уступает качеству иностранных аналогов, и гарантийный срок не является преимуществом, так как практически все производители предоставляют годичную гарантию на свое оборудование», – рассказывает Кирилл Курныкин. По мнению Натальи Пасюковой, конкуренция среди российских компаний достаточно сильная, но емкость рынка высокая, поэтому на каждого производителя приходится большое количество клиентов, которые дают достаточные объемы продаж.

В условиях жесткой конкуренции производители стремятся совершенствовать продукцию, повышать качество, удерживать цену, выводить актуальные новинки, выходить на новые рынки сбыта. «Собственно, о технических преимуществах говорить не приходится. Существенных прорывов в этой области не было достаточно давно. Если говорить о маркетинговых мероприятиях и стимулировании продаж, то можно привести в качестве примера существенное дисконтирование в контрсезон на больших объемах сделок. В горячий сезон выигрывает крупный производитель, способный произвести большую партию ларей в короткий промежуток времени», – считает Кирилл Курныкин.

С коллегой соглашается Григорий Карнеев: «Современным компаниям непросто предложить принципиально новый вид морозильных ларей, поэтому многие компании уделяют особое внимание внешнему виду и дизайну корпуса. Внутренние же характеристики всех моделей остаются прежними. Сегодня производители постоянно мониторят потребности заказчиков и создают оборудование с применением инновационных энергосберегающих технологий на основе экологически безвредных хладагентов. Это один из самых важных вопросов современности, так как около 70–80% энергозатрат торговых точек приходится на холодильное оборудование».

Вторичный рынок

Несколько лет назад поставщики оборудования не справлялись с сезонным увеличением спроса, и ритейлеры были готовы приобрести подержанные лари либо взять оборудование в аренду. Сейчас ситуация изменилась. Крупные ритейлеры заинтересованы в качестве оборудования и «свежести» гарантийных обязательств. Поэтому для них б/у лари и прокатное оборудование не интересны. Приобретение подержанного оборудования и прокат морозильников востребованы среди мелких частных магазинчиков и то довольно редко: по данным аналитиков, предложение по аренде ларей превышает спрос. «Наша компания регулярно заключает трехсторонние лизинговые договоры на комплексную поставку всего спектра морозильного и технологического оборудования для супермаркетов и предприятий общепита, и морозильные лари входят в этот список. Мы не исключаем возможность заключения лизинговых договоров на поставку крупных партий этого оборудования, но пока доля подобных сделок несущественна», – поясняет Кирилл Курныкин.

«В России средний срок жизни ларей составляет 3–5 лет. Это связано с очень жесткими условиями эксплуатации. Их бьют, царапают, роняют, хранят под открытым небом в межсезонье. Все это приводит к тому, что они очень быстро теряют товарный вид или просто «умирают». В связи с этим вторичный рынок ларей в нашей стране почти отсутствует», – соглашается Григорий Карнеев.

Лизинг в этой области более перспективен. «Предприятия, которые в больших объемах закупают оборудование и не имеют возможности внести 100-процентную оплату, кредитуются путем лизинга. Это достаточно распространенная практика. Предоставление оборудования в аренду встречается реже и только на определенных условиях. Как правило, такую практику поддерживают производители продуктов питания с целью продажи своих товаров. И в большинстве случаев на длительный срок», – рассказывает Наталья Пасюкова.

 

Уход за морозильными ларями

Нередко в результате небрежного обращения ларь получает серьезные механические повреждения. Категорически запрещается размещать лари вблизи источников тепла, нежелательно длительное воздействие прямых солнечных лучей. Ларь не должен устанавливаться вентиляционным отверстием вплотную к стене или другому оборудованию. Поверхность, на которую устанавливается оборудование, должна быть ровной. «Если ларь хранился или транспортировался при минусовой температуре, его не следует подключать в сеть до тех пор, пока температура поверхности компрессора не достигнет +5 °С. Агрегаты, подвергшиеся наклону, перед пуском следует оставить в ровном положении на 30 минут. Товар нужно размещать не выше линии загрузки, чтобы избежать нарушения циркуляции воздуха, которое может привести к оттаиванию продуктов в верхней части ларя и образованию ледяной корки в нижней. При проведении разморозки нельзя соскабливать лед со стенок, он должен оттаивать естественным путем», – говорит Григорий Карнеев.

Одной из важных процедур для поддержания стабильной работы ларей, оснащенных принудительным обдувом конденсатора, является его периодическая чистка. «В соответствии с требованиями эксплуатации оборудования должна происходить регулярная чистка агрегата и корпуса оборудования от пыли и загрязнений. В летний сезон разморозку и уборку ларей необходимо осуществлять не реже 1 раза в месяц», – рассказывает Наталья Пасюкова. Но в целом эксплуатация морозильных ларей не сложнее, чем использование бытовых холодильников.

 

Новинки

Несколько лет назад на рынок был выведен продукт «ларь-боннета», совмещающий преимущества морозильников и боннет. «Он имеет больший полезный объем по сравнению с традиционными ларями, не требует сложного монтажа (без подключения внешнего охлаждения) за счет размещения компрессорно-конденсаторного агрегата внутри корпуса, а возможность установки суперструктуры позволяет увеличить площадь выкладки», – рассказывает Кирилл Курныкин.

Компания «Угур» предлагает линейку ларей-боннет UMD, двухъярусный ларь UDD 420 и энергосберегающие лари USF. «Завод Ugur запустил в производство энергосберегающие морозильники USF с глухой крышкой класса А++, которые в пять раз энергоэффективнее традиционного морозильного оборудования: они потребляют столько же энергии в день, сколько 1 лампа накаливания. В ближайший год в планах нашей компании выпустить новую линейку ларей-боннет Bodrum с более современным дизайном с оптимальным набором опций», – делится планами Григорий Карнеев.

Выпуск журнала:

Холодное предложение

В преддверии летнего сезона спрос на морозильные лари растет. Сейчас на этом рынке плотная конкуренция, и ритейлеру есть из чего выбрать. Из последних новинок – лари-боннеты, которые совмещают достоинства обоих видов оборудования.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
22 Июля 2020, 02:07
18 Марта 2020, 08:03
25 Декабря 2019, 01:12