Всё о продуктовой рознице

За место под соусом

09 июня 2014, 06:06 Ольга Еремина

Интерес производителей и дистрибьюторов к категории готовых соусов для пасты с каждым годом только усиливается. Активность поставщиков понятна: динамика продаж этой продукции гораздо выше, чем у традиционных заправок – майонеза и кетчупа. Однако, пройдя фазу бурного развития, рынок снизил темпы роста. Конкуренция стала жестче, а игрокам теперь приходится делить все более узкое пространство.

АВТОР: Ольга Еремина

По данным Euromonitor International, в 2012 году российский рынок соусов вырос на 4%, а в 2013-м – на 5,1% и составил 3,9 тыс. т (без учета сегмента HoReCa). Хотя ранее темпы роста достигали, по разным оценкам, 25–30% в год. «Категория соусов теперь не показывает высокой динамики, – комментирует бренд-менеджер отдела ВЭД и маркетинга компании «МегаБэстФуд» Валерий Захаров. – В 2010–2011 годах на рынке наблюдался значительный прирост. Темпы роста наших продаж, например, достигали 50%. Теперь рынок насытился и достиг своего максимума на данный момент. Тем не менее он продолжит развиваться и будет расти примерно на 5% в год». По словам менеджера по маркетингу компании «Харрис СНГ» Екатерины Шевченко, рынок соусов по-прежнему остается достаточно нишевым сегментом, но тем не менее из года в год демонстрирует высокие темпы роста по сравнению с рынками кетчупов и майонезов. За последний год, по ее оценке, он увеличился на 8% в натуральном и на 13% в денежном выражении.

Активное развитие рынка в 2010–2011 годах действительно привело к несколько завышенным оценкам относительно его будущей динамики. И для такого молодого рынка, как соусы для пасты, этот факт являлся закономерным. Ведь пока по своему объему он значительно уступает ведущим странам мира и не составляет даже 1% рынков Западной Европы и США, емкость которых в 2013 году оценивается Euromonitor International в 634,3 и 437,8 тыс. т. В свою очередь, среднедушевое потребление соусов для пасты в России уже третий год не превышает 0,1 кг в год, что соответствует $0,2, и примерно в 20 раз меньше, чем в США и Западной Европе, где съедается 1,4 и 1,3 кг этой продукции в год, на $7,1 и $6,1 соответственно.


Именно поэтому потенциал рынка еще не реализован, полагают эксперты. В ожидании более высокой динамики категорию продолжают осваивать новые производители и дистрибьюторы. Сейчас в одном только премиум-сегменте, который, по данным «МегаБэстФуд», занимает примерно 10% рынка, представлено около 15 компаний. При этом, по словам Валерия Захарова, ежегодно появляются новые игроки и среди них как минимум один крупный. «Сейчас достаточно сложно охарактеризовать конкурентную среду на рынке соусов для пасты. Явного лидера пока нет, так как сегмент лишь развивается. Множество импортеров привозят небольшие партии интересного товара, однако пока рано говорить о сильных позициях кого-либо из них», – считает директор по закупкам компании AIE Ксения Петрова.

Несмотря на изобилие игроков на рынке, в Euromonitor International выделяют четырех основных участников, занимающих почти 60% рыночного пространства. Это «Юнилевер» с долей 20,3%, «Марс» с 13,9%, «Харрис СНГ» с 11,8% и «Хайнц» с 10%. «Наиболее популярными на рынке соусами являются Barilla, De Cecco, Kuhne, Cirio – в основном это традиционные итальянские марки. Однако с развитием производств в России набирают вес и отечественные бренды, – рассказывает руководитель отдела продаж компании «Интегрита» Анастасия Дианова. – Мы же специализируемся не на масс-маркете, а на продукции премиум-класса и импортируем соусы от известных итальянских производителей: Anfosso, Menu, Iposea, Mutti». Судя по расширяющемуся ассортименту, рынок продолжает развиваться, считает Ксения Петрова. «Мы как импортер замечаем это как со стороны производителей, которые предлагают все новые и новые варианты соусов, так и со стороны наших клиентов, – говорит она. – Закупщики все чаще спрашивают какие-нибудь новинки или желают расширить линейку уже имеющихся на полке соусов».

Многие дистрибьюторы действительно пытаются заинтересовать потребителя новыми предложениями. Становится интересной, например, тема необычных сочетаний – «фьюжн», замечает Анастасия Дианова. Помимо традиционных видов в ассортименте компании можно встретить соусы из маслин, трюфеля, грецкого ореха, зеленых томатов, инжира с бальзамическим уксусом. «В нашем портфеле три абсолютных лидера – песто, базилико и болоньезе. Они пользуются наибольшей популярностью и формируют основной объем продаж соусов. Однако в последнее время мы наблюдаем все больший интерес потребителей и к другим видам соусов в портфеле Barilla», – констатирует Екатерина Шевченко.

Сейчас на популярные итальянские соусы – арабьята, песто и болоньезе – приходится 63% рынка, отмечает бренд-менеджер компании «Пармалат» Инга Сорочан. Еще 14% формируют восточные соусы к пасте, около 10% – грибные, оставшуюся часть занимают менее востребованные заправки. «Самым популярным соусом среди российских потребителей является соус песто с базиликом, доля которого составляет 55%, соус с овощами с долей 26% и острый арабьята с 14%», – комментирует Инга Сорочан. Белые соусы, такие как карбонара и грибные, занимают не более 10% рынка, считает Валерий Захаров. «Подобная продукция не является настолько востребованной и популярной, как томатная, – подчеркивает он. – В нашем ассортименте среди белых соусов представлена только карбонара, и ее доля в общем объеме продаж не превышает 3%».

Если рассматривать только итальянскую продукцию, то по итогам 2013 года томатный соус занимает 72% рынка, разновидности песто – 21%, арабьята, болоньезе, карбонара и другие – 7%, полагает Анастасия Дианова. «Популярность традиционных итальянских соусов, таких как песто, неуклонно растет, – отмечает она. – Арабьята, болоньезе, тар-тар просты в приготовлении в домашних условиях, тогда как сделать песто не всегда возможно из-за отсутствия основного ингредиента – свежего ароматного базилика. Поэтому готовая продукция не теряет актуальности».

И все-таки российский рынок соусов для пасты остается самым быстроразвивающимся по сравнению с рынками Европы и США, где темпы роста не превышают 1–3%. При этом в 2013 году в Западной Европе, по информации Euromonitor International, динамика составила всего 0,8%, а в США было зафиксировано падение на 1,7%. В Восточной Европе, где это направление пока только развивается, рынок вырос на 3,1%.

В 2014 году, по прогнозу аналитиков компании, в России категория увеличится на 5,1%, а в Западной Европе – только на 1,4%, в США – на 0,9%, в Восточной Европе – на 2,8%. «Согласно нашим ожиданиям, рынок соусов будет расти, – делится Анастасия Дианова. – Полагаем, что рост продаж будет связан с расширением дистрибуции, ростом каналов современной торговли и охватом новой доли рынка. Мы, в частности, ожидаем увеличение продаж наших соусов и заправок в 2014 году на 30%». Ксения Петрова соглашается: «Интерес у потребителей к соусам есть, он растет и будет расти дальше. О неизбежном увеличении потребления соусов можно также судить по магазинным полкам европейских магазинов».

На смену импорту

Можно было бы предположить, что замедление позитивной динамики рынка соусов для пасты обусловлено в том числе и повышением курса евро в 2013–2014 годах, а значит, и ростом розничных цен на соусы для пасты. Однако, согласно подсчетам Euromonitor International, в денежном выражении рынок продемонстрировал еще более незначительные темпы роста – всего на 2,5% – и составил $32,7 млн, что, скорее всего, обусловлено снижением доли импортных итальянских соусов и постепенной их заменой аналогичной, но более дешевой продукцией отечественного производства. По прогнозам Euromonitor International, в 2014 году рынок соусов для пасты увеличится в денежном выражении на 2,4% и достигнет $33,5 млн.

Выпуск журнала:

За место под соусом

Интерес производителей и дистрибьюторов к категории готовых соусов для пасты с каждым годом только усиливается. Активность поставщиков понятна: динамика продаж этой продукции гораздо выше, чем у традиционных заправок – майонеза и кетчупа. Однако, пройдя фазу бурного развития, рынок снизил темпы роста. Конкуренция стала жестче, а игрокам теперь приходится делить все более узкое пространство.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Новости
Мир версии 2022
08 февраля 2022, 11:02
Новости
Невидимые роботы
06 февраля 2022, 01:02
Читайте также
08 февраля 2022, 11:02
01 февраля 2022, 12:02
18 января 2022, 01:01