Всё о продуктовой рознице

Сыр пачками

19 Августа 2010, 06:08 Юлия Пильникова

Группа «Невские сыры» одной из первых на рынке поверила в перспективы сегмента фасованного сыра. И не ошиблась.

Автор: Юлия Пильникова.

В то время как рынок сыра в целом упал на 3%, сегмент более удобной упакованной продукции вырос на 12%, и компания увеличила свою выручку на 9% — до 3 млрд руб. «Невские сыры» сегодня входят в тройку крупнейших отечественных производителей фасованного сыра. Последние 10 лет объемы продаж производителя росли вдвое быстрее рынка. Увеличение достигало 32% ежегодно.

Правда, в 1994 году, когда была основана компания, перспективы сегмента фасованного сыра были неочевидны. Владельцы нескольких продуктовых магазинов Альберт Суфияров и Александр Никитин купили большую партию сыра в головках, которую поставщик не смог самостоятельно реализовать в розницу, и продали ее всего за месяц. Результаты настолько впечатлили бизнесменов, что они заказали еще сыра у того же поставщика, потом договорились о закупках на других заводах, а позже и вовсе решили сосредоточиться только на торговле сыром и продали свои магазины. На вырученные деньги предприниматели купили фасовочное оборудование и начали заниматься продажей нарезанного сыра, ориентируясь на европейский опыт, где порядка 80% всего сыра продается уже в упакованном виде.

Но сыр в пачках, увы, не продавался так же быстро. Цена упакованной в лоток продукции была примерно на 15% выше цены на аналогичный сыр, который сети закупали в виде больших «шайб» и фасовали в стрейч-пленку на месте.

Несколько месяцев компания потратила на то, чтобы объяснить сетям, что продавать сыр в пачках тоже выгодно. Приходилось торговать с низкой наценкой, а иногда продавать продукцию по себестоимости.

Но когда ритейлеры распробовали все прелести нового предложения — за два месяца объем реализации фасованного сыра в магазинах вырос с десятков килограммов до нескольких тонн, — холдинг без особых проблем получил место на полках других операторов, а рентабельность удалось повысить.

Визитка компании: «Невские сыры»

Год основания: 1994
Расположение: Санкт-Петербург, район Обухово
В структуре: два цеха по фасовке сыра и сливочного масла, складские помещения площадью 2,5 тыс. м2
Торговые марки: сыр «Тысяча озёр», «Старый замок», «Золото Европы», «Сиртаки»,
«Город сыра», масло «Гост»
Объем производства: более 25 тыс. т
Объем продаж в 2009 году: 3 млрд руб.

Ритейлеру не приходится возиться с получением разного рода разрешений от санитарных инстанций для нарезки сыра в магазине.

Не нужно содержать специального сотрудника для резки сыра, выделять место для установки оборудования, что особенно актуально для магазинов небольших площадей.Фасованный сыр не имеет отходов.

Порезанный в магазине и обернутый в стрейч-пленку продукт необходимо реализовать в течение 2–3 суток, а срок годности сыра в упаковке, исключающей взаимодействие с кислородом, составляет больше 120 суток.

«Невские сыры» поставляют свою продукцию в 76 сетей. С федеральными ритейлерами и локальными операторами Санкт-Петербурга холдинг работает напрямую, а остальные каналы продаж покрывают дистрибьюторы. В их задачу входит обеспечение представленности продукции «Невских сыров» на полках, регулирование цены, а также проведение маркетинговых программ.

Кроме собственной брендированной продукции с 2006 года компания также производит сыр и сливочное масло под частными торговыми марками двух сетей — «Перекрестка» и «Дикси».

— Для нас проекты по СТМ тоже интересны, поскольку они помогают нам наладить диалог с сетями. Кроме того, нам проще сбыть такую продукцию — мы не платим по ней ретробонусы, не делаем отчисления на входные билеты, маркетинговые акции и прочее, — поясняет Александр Клочков, директор по маркетингу холдинга «Невские сыры».

Продажи компании будут расти на 12% в год.

— В этом году из-за кризиса мы уже не прирастем на 30%, как бывало раньше, — говорит Александр Клочков. — В регионах наша основная задача, как и в свое время в Санкт-Петербурге, — поменять мировоззрение людей: многие все еще считают, что если им отрезали сыр от общего куска прямо в магазине, то он лучше, свежее, вкуснее, чем тот сыр, который расфасован практически в хирургических условиях на производстве.

Чтобы обеспечить растущий спрос, в компании сейчас стоит вопрос о расширении производства. Это может быть как строительство цехов с нуля на новом месте, так и установка дополнительного оборудования на уже существующей площадке в Санкт-Петербурге. Окончательное решение будет принято до конца этого года. При этом рассматриваются только мощности по фасовке, заниматься самостоятельным производством твердых сыров в компании планируют не раньше чем через два года.<

Собственное производство

В начале 2000-х годов компания попыталась организовать собственное производство.

Цель была — застраховать свой бизнес от рисков, связанных с импортными поставками. Для этого компания приобрела «Маслосырозавод Порховский» в Псковской области. Но не все пошло гладко.

— Чтобы заниматься производством сыра, нужно сначала вложиться в сельское хозяйство, потому что молока, подходящего по качеству для дальнейшей переработки, в России очень мало, — говорит Александр Клочков. — А чтобы купить даже то, что есть и более-менее подходит по качеству, приходится конкурировать с крупными производителями йогуртов и молочных напитков.

Они могут позволить себе купить литр за 16 руб., для нас же предельная стоимость — 7–8 руб. Ведь на производство килограмма сыра нужно 10 л молока, и если мы будем покупать его по 16 руб., себестоимость сыра у нас будет запредельная — 180 руб.

Порховский сырозавод не мог в полной мере обеспечивать потребности фасовочных цехов компании, и холдинг продолжил закупать сыр и на других российских предприятиях, а также за границей.

Сегодня «Невские сыры» завозят и фасуют сыр, купленный на двух десятках сырозаводов в разных странах — Белоруссии, Голландии, Германии, Дании, Финляндии и др. Среди российских поставщиков 4 предприятия.

Компания планирует выйти на рынок мягкого творожного сыра.

«Невские сыры» не рассчитывают сразу на большие объемы продаж, хотя в дальнейшем работа в этой нише может стать для холдинга более масштабной. У компании уже есть успешный опыт работы на рынке феты. Марка «Сиртаки», которую холдинг запустил в 2006 году, сегодня входит в тройку самых популярных марок на рынке феты.

Компания собирается расширить линейку «Сиртаки» за счет выпуска продукции в новых форматах упаковки, в том числе в пластиковой банке (кусочки феты в рассоле). Для этого «Невские сыры» планируют организовать собственное производство феты в Болгарии.

— В этой стране недорогое молоко, к тому же Болгария находится очень близко к родине феты — Греции, поэтому в стране есть хорошие технологи. К тому же заработная плата у местного населения относительно низкая, — поясняет президент холдинга «Невские сыры» Альберт уфияров.

В газовой среде

Сыр холдинг фасует в лотки с термоусадочной BDF-пленкой. Внутри такой упаковки особая газовая среда. Благодаря отсутствию в ней кислорода продукт не портится так быстро, как в случае с использованием обычной стрейч-пленки, и в то же время дышит, чего не позволяет вакуумная упаковка. Срок хранения сыра в BDF составляет 120 суток, это больше чем в три раза превосходит возможности традиционной промышленной упаковки.

Сливочное масло

С 2000 года компания также фасует сливочное масло. Это продукты одного рынка, поэтому в холдинге посчитали вполне логичным заниматься ими обоими. Сегодня масло «Тысяча озер», а также масло «Крестьянское» и «Коровье», производимые под маркой «Гост», занимают порядка 25–30% в объеме продаж компании. Правда, география продаж слив очного масла у холдинга значительно скромнее по сравнению с сыром — оно продается преимущественно в Северо-Западном регионе.

Продвижение

Сетевые магазины — основной канал коммуникации компании с потребителем. Средства массовой информации — телевидение и радио — в «Невских сырах» привлекают только на локальных рынках, поскольку у компании еще нет полноценной федеральной дистрибуции. Для продвижения своих марок холдинг использует, как правило, типовой набор BTL-акций — дегустационные программы, подарки за покупку и пр. Обычно «Невским сырам» удается достичь 30%-ного увеличения продаж продукции как во время акции, так и после нее.

Выпуск журнала:

Сыр пачками

В то время как рынок сыра в целом упал на 3%, сегмент более удобной упакованной продукции вырос на 12%, и компания увеличила свою выручку на 9% — до 3 млрд руб. «Невские сыры» сегодня входят в тройку крупнейших отечественных производителей фасованного сыра.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
04 Августа 2020, 01:08
22 Июля 2020, 12:07