Всё о продуктовой рознице

«Радуга» без касс

19 Марта 2010, 06:03 Елена Ткаченко

В декабре компания «Ашан» открыла в Пензе магазин нового формата «Радуга», в котором используется дискаунтерный метод выкладки и нет традиционных касс. Вместо этого магазин оборудован станциями сканирования штрихкодов и терминалами для самостоятельной оплаты товара. За счет новой системы оплаты товаров в компании рассчитывают повысить скорость обслуживания вдвое.

Автор: Елена Ткаченко 

Несмотря на то что в прессе «Радугу» часто называют жестким дискаунтером, к этому формату новая сеть группы «Ашан» имеет мало отношения. По сути, это мини-гипермаркет, адаптированный под нужны и возможности городов с населением от 200 тыс. до 800 тыс. жителей.  В ассортиментной политике упор сделан на товары, произведенные под СТМ «Ашана», и на сильные национальные бренды, пользующиеся большой популярностью у потребителей, чаще всего относящиеся к среднему сегменту.
В торговом зале используется дискаунтерная выкладка – то есть продукты в основном лежат в коробках, но для традиционного дискаунтера в «Радуге» слишком широкий ассортимент – 10 тыс. SKU на 5000 м2. Кроме того, велика доля свежей продукции (2600 SKU), что для дискаунтера тоже нехарактерно.  Невелика и доля товаров private label, пока что она составляет 10-12% в товарообороте.
– Мы ожидаем, что доля СТМ в «Радуге» будет больше, чем в традиционных «Ашанах», возможно, она досигнет 30%, – сообщил директор по маркетингу «Ашан» Ареш Аламир. Инвестиции в пензенский магазин составили менее 3 млн евро.  По расчетам руководства компании, по сравнению с традициоными «Ашанами» в «Радуге» общие издержки сократятся на 20%.
Помимо экономии на выкладке и обслуживании торгового зала это станет возможным благодаря новой системе оплаты покупок. Традиционные кассы здесь заменены станциями сканирования товара и терминалами самостоятельной оплаты.  Средний чек, по прогнозам руководителя направления «Радуга» Брюно Гафара, составит 450-500 руб.  Несмотря на то что все в магазине построено на самообслуживании, штат «Радуги» составляет сейчас 160 человек, что довольно много для типичного жесткого дискаунтера.  По словам Гафара, сокращение персонала составит 30%, но произойдет это не сразу, а когда работа нового магазина будет окончательно отлажена и сами покупатели привыкнут к самообслуживанию. Кроме того, сокращению штата будет способствовать и то, что каждый сотрудник может выполнять сразу несколько функций. 
– Мы развиваем поликомпетентность, когда люди могут работать на разных позициях, – комментирует президент «Ашан Россия» Франсуа Коломбье. – Таким образом, магазин более гибко реагирует на пики посещаемости. Когда трафик низкий, сотрудники могут быть заняты выкладкой в зале или проверкой срока годности товаров. А когда количество посетителей растет, те же сотрудники могут работать на станциях сканирования, либо помогать клиентам на терминалах оплаты, либо проверять чеки на выходе из торгового зала.  Второй магазин «Радуга» открылся в конце декабря в Калуге. – Пока мы запланировали только два магазина. Мы немного подождем, чтобы обкатать эту экономическую модель. Проверим, насколько хорошо она работает. Если проект будет успешным, то таких магазинов в России мы можем открыть сотни. Я думаю, новые объекты в этом формате мы начнем открывать в конце 2010 года, – сообщил генеральный директор «Ашан Россия» Жан-Пьер Жермен.    
Экскурсия по «Радуге»  
Дискаунт-выкладка
Товары лежат в оптовой упаковке. Нижние и верхние уровни заняты не открытыми коробками. 
В 40% случаев это так называемая динамичная упаковка, то есть коробка с перфорацией, которая позволяет аккуратно отрывать картон – при этом коробка не разваливается и товары можно легко достать. В основном товары в динамичной упаковке поставляют западные фирмы. Отечественные производители в большинстве своем такую упаковку пока не используют, и работникам в зале приходится ее разрезать вручную, что не всегда получается аккуратно.   
Товары на развес
Рассчитывая на покупателей, стремящихся экономить, «Радуга» во многих категориях предлагает товары на развес. Чай, кофе, крупы и даже стиральный порошок содержатся в контейнерах с дозаторами. Здесь же приготовлены целлофановые пакеты или бумажные – для чая и кофе. Рядом находятся весы, на них указывает крупный яркий плакат.   
Нон-фуд
20% в ассортименте «Радуги» приходится на нон-фуд. Чтобы стимулировать покупателей приобретать эти товары – обычно более маржинальные, чем продовольствие, – на входе в торговый зал находятся стеллажи с нон-фудом: пресса, новогодние подарки, бытовая техника, химия и т. д.   
Закрытый холод
В «Радуге» используется «закрытый холод» – более экономичный, чем открытые стеллажи. Предполагается, что низкие цены заставят покупателя открыть бонеты.   
Private label
Товары под собственными марками «Ашан» традиционно на 20-30% дешевле, чем продукты известных брендов. 
Проверка цены
На ценниках указана не только цена за одну штуку, но и цена за килограмм.  Для тех, кто экономит, важна опция проверки цены. Если на товаре по какой-либо причине не оказалось ценника, можно поднести товар к сканеру и на экране увидеть его стоимость.   
Холодная комната 
Особенность «Радуги» – холодная комната общей площадью около 1500 м2, в которой сосредоточена вся выкладка свежей продукции.  За счет изоляции от других залов эта комната сохраняет низкую температуру, и при этом на охлаждение уходит меньше энергии, чем на традиционное холодильное оборудование. Особенность холодной комнаты «Радуги» в том, что она позволяет для каждого товара выставить необходимую для хранения температуру по ГОСТу. В холодной комнате для фруктов – одна температура, для охдажденного мяса – другая, для рыбы – третья и т. д. Холодный воздух циркулирует в стеллажах, при этом в проходы подается теплый воздух, чтобы покупателям было комфортно находиться в «холодной комнате».  Кроме того, такая система хранения «фрэша» позволяет экономить на складских помещениях. По сути, «холодная команата» – сама по себе склад. На нижнем уровне, на гондолах, хранятся товары, которыми пополняют запасы на полках.   
Фрэш
В отличие от традиционного дискаунтера, в «Радуге» довольно широкий ассортимент свежей продукции, включая халяльное мясо или экзотические фрукты.   
Весы 
Покупатели сами взвешивают товары. В холодной комнате установлено две пары весов, рядом с которыми дежурят продавцы, готовые помочь с взвешиванием, но кроме того, есть плакаты с подробными инструкциями и даже экран, на котором проигрывается видеоролик с объяснением, как взвешивать товары и правильно наклеивать ценники.
Кассы  
Оплата товара
Клиент подходит к станции сканирования со своей тележкой или корзиной. Здесь он сам сканирует товары и перекладывает их из полной тележки в пустую. Ему могут помогать работники зала. При необходимости они проверяют вес упакованных овощей или мяса – на станции установлены весы (максимум 6 кг). Над станцией сканирования установлены камера видонаблюдения и системный блок, на котором хранится запись.  После сканирования товаров клиент берет чек со штрихкодом и подходит к любому из терминалов, прикладывает чек со штрихкодом к сканеру на терминале, вносит наличные, как в автомате по оплате телефона, и с оплаченным чеком подходит к воротам, которые открываются после сканирования чека.   
Ноу-хау в Пензе
Всего в «Радуге» установлено 20 станций сканирования и 30 терминалов. За счет того что два процесса – сканирование и оплата – были разделены, удалось на 50% сократить время обслуживани я клиента.  Для «Ашана» это совершенно новая система – ничего подобного до сих пор нет ни в одной из стран, где работает компания.    Только наличность Пока что терминалы «Радуги» принимают только наличные, как и во всех гипермаркетах «Ашан».  – Мы ведем переговоры с разными банками, и я надеюсь, что в 2010 году мы найдем какое-нибудь решение, потому что с технической точки зрения это возможно, – комментирует Коломбье. – Основная проблема в использовании эквайринга – это его стоимость. Пока что в России эта услуга обходится в 3% за транзакцию. А нам бы хотелось, чтобы ее стоимость составляла 0,08%, как в Голландии, или хотя бы 0,3, как во Франции.  
Выпуск журнала:

«Радуга» без касс

В декабре компания «Ашан» открыла в Пензе магазин нового формата «Радуга», в котором используется дискаунтерный метод выкладки и нет традиционных касс. Вместо этого магазин оборудован станциями сканирования штрихкодов и терминалами для самостоятельной оплаты товара. За счет новой системы оплаты товаров в компании рассчитывают повысить скорость обслуживания вдвое.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
04 Августа 2020, 01:08
22 Июля 2020, 12:07