Всё о продуктовой рознице

Путь независимости

01 Ноября 2016, 03:11 Ольга Еремина

Нехватка сырого молока и рост цен на сырье привели к тому, что вслед за бурным всплеском отечественного производства молочной продукции последовало такое же резкое сокращение темпов развития отрасли. Пока российские предприятия не могут в полной мере обеспечить свои потребности за счет отечественного сырья. Сегодня дефицит сырого молока в отрасли составляет 18%, а товарного – 24%, в результате чего молочная индустрия остается одной из самых импортозависимых в стране.

АВТОР: Ольга Еремина

Взлеты и падения

По данным Nielsen, продажи на молочном рынке России в 2015 году выросли на 2,5% по объему. По сравнению с 2014 годом, когда категория показывала динамику на уровне +5%, это стало замедлением. Хотя темпы роста индустрии остаются выше, чем у рынка FMCG в целом, подчеркивают аналитики компании. При этом молочный рынок по-прежнему является вторым по объему продаж в натуральном выражении и первым – в денежном в структуре продовольственных FMCG-категорий.

Позитивные изменения на молочном рынке во многом были связаны с развитием отечественного производства этой продукции из-за ухода значительной доли импорта после введения санкций. Принятие специальных экономических мер в августе 2014 года прежде всего поспособствовало увеличению объемов выпуска сыров и сливочного масла, отмечают в «Союзмолоке». По данным аналитиков, подготовленным совместно с АЦ MilkNews, в 2014 году производство сыров и сырных продуктов выросло на 15,3%, составив 494,3 тыс. т, сливочного масла – на 14,1%, достигнув 250,8 тыс. т, а творога и творожных продуктов – на 3,2%, дойдя 748,6 тыс. т. В 2015-м динамика составила +17,6, +3,2 и +6,1% соответственно. «В первые полтора года после введения антисанкций предприятиям, в первую очередь производителям сыра, масла и некоторых других продуктов, было легче работать, поскольку открылись новые возможности для наращивания объемов производства. Что же касается санкций, введенных США и Евросоюзом против России, то в этом плане ситуация ухудшилась: стало тяжелее привлекать кредитные ресурсы, а стоимость кредитов выросла в 1,5 раза», – комментирует генеральный директор «Молвест» Анатолий Лосев.

Уже в конце 2015 – начале 2016 года темпы развития отрасли стали замедляться. Согласно расчетам «Союзмолока» и MilkNews, в январе–июне 2016-го выпуск сыра, сырных продуктов и творога, включая творожные продукты, увеличился всего на 2% в натуральном выражении, с 681 до 694 тыс. т, в то время как в январе–июне 2015 года рост составлял 14,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом сыра было изготовлено на 3,2% больше, чем в аналогичном периоде 2015 года (годом ранее темпы роста достигали 28,7%), сырных продуктов – на 3,9% больше (по сравнению с 27,5%), а творога и творожных продуктов – на 0,5% (7,3%). Выпуск сливочного масла, демонстрировавший в первой половине 2015 года положительную динамику на уровне 5,6%, в январе–июне 2016-го сократился на 3,1%, с 127,2 до 123,3 тыс. т.

Прирост темпов выпуска показала лишь категория цельномолочной продукции, включающей обработанное жидкое молоко, кефир (без пищевых продуктов и добавок), сметану, творог, сливки, кисломолочные продукты для детского питания, ряженку и биойогурт: в первой половине 2016 года ее было изготовлено 6 млн т, что на 2,8% превысило показатель аналогичного периода предыдущего года, тогда как в прошлом году динамика составила +0,6%, отмечают в «Союзмолоке».

Вместе с тем потребление молочной продукции, по информации «Союзмолока» и MilkNews, в 2014 году сократилось на 1,6%, составив 75% рекомендованной нормы, а в 2015-м – еще на 3,7%, опустившись до 72% нормы. «Как отмечали многие аналитики, в последний год продолжалось снижение потребления молочных продуктов. Также появлялась информация о росте производства в отрасли. Более или менее точно представлять картину рынка мы можем только на основе мнения персонала торговых точек, и оно все-таки ближе к первому утверждению, – комментирует руководитель отдела маркетинга «Тульского молочного комбината» Елена Артемова. – Тем не менее нашему предприятию удается сохранять и даже наращивать объемы производства. Благодаря совершенствованию технологических решений на производстве, высокому уровню гигиены мы увеличили сроки годности ряда продуктов, что предоставило больше возможностей для расширения географии».

Полный текст статьи читайте в печатной версии журнала «МОЕ ДЕЛО.Магазин».

Выпуск журнала:

Путь независимости

Нехватка сырого молока и рост цен на сырье привели к тому, что вслед за бурным всплеском отечественного производства молочной продукции последовало такое же резкое сокращение темпов развития отрасли. Пока российские предприятия не могут в полной мере обеспечить свои потребности за счет отечественного сырья.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
04 Августа 2020, 01:08
22 Июля 2020, 12:07