Всё о продуктовой рознице

Полка для капризных

22 Декабря 2014, 06:12 Ольга Еремина

Постоянно растущий спрос на детское питание промышленного производства повлек за собой настоящий рывок в области разработки детских каш. За несколько лет категория не только существенно расширилась, но и качественно изменилась. На полках появились продукты, обогащенные пре- и пробиотиками, каши на основе козьего молока, гипоаллергенные каши, а также изготовленные по особым технологиям, например, методом экструзии.

АВТОР: Ольга Еремина

За последние годы категория детских каш расширилась примерно на 20% как за счет новых видов продукции у существующих производителей, так и за счет появления новых игроков на рынке детского питания. Компании начали экспериментировать не только со вкусом, но и с качественным содержанием продукта, технологиями его изготовления. Каши стали обогащать про- и пребиотиками, витаминами и микроэлементами, вводить йогуртные основы для того, чтобы разнообразить вкусовую палитру. Появились гипоаллергенные и быстрорастворимые каши для детей старше восьми месяцев. Некоторые новинки образовали целую нишу в категории, например, каши на основе козьего молока. Первопроходцем в данной области стал бренд «Мамако», позже еще два производителя выпустили аналогичную продукцию, но по более высокой цене.

Сейчас в ассортименте магазина «у дома» представлены наиболее продаваемые виды каш, как правило, от производителей детского питания, чья продукция по цене позиционируется в сегментах «эконом» или «средний». Это порядка трех-четырех позиций от двух-трех производителей. Чаще всего каши, представленные в таком магазине, предназначены для здоровых детей без аллергии, то есть молочные мультизлаковые и мультифруктовые каши. Супермаркеты располагают более широким выбором: количество брендов колеблется от 7 до 20 в зависимости от площади торговой точки, а позиций – от 5 до 12 по каждому из брендов. В ассортименте супермаркета обязательно присутствуют каши «первого прикорма» – безмолочные и безглютеновые, а также молочные каши с миксом круп и/или фруктовых наполнителей. Магазины формата «гипермаркет» могут себе позволить многообразие как торговых марок, так и видов продукции. Как правило, ассортимент детских каш в гипермаркетах насчитывает 20 и более брендов, от 7 до 15 видов каш каждого бренда. Несомненно, такое разнообразие на полках усложняет работу с категорией, классификацию этой продукции и правильную выкладку.

 

Классификация

Прежде всего детские каши сегментируются по возрастному признаку. Например, продукты, предназначенные для питания детей с четырех, пяти, шести, восьми и десяти месяцев. Это основано на физиологических потребностях малыша в разные периоды его жизни. В каждом конкретном случае продукция будет отличаться по составу злаков, содержанию молока и дополнительных элементов.

Также каши делятся на содержащие глютен и безглютеновые, молочные и безмолочные, состоящие из одного вида крупы/или муки (монокомпонентные) и из нескольких (поликомпонентные). При выборе каши, особенно на ранних этапах, следует учитывать все эти особенности, поскольку у некоторых детей из-за непереносимости глютена может развиться целиакия – болезнь пищеварительного тракта. Поэтому первая каша ребенка должна быть безглютеновой, а также безмолочной и монокомпонентной. К примеру, рис, гречка и кукуруза не содержат глютена, именно эти зерновые всегда будут в основе безглютеновых каш. По мере роста и привыкания ребенка к безглютеновым кашам рацион дополняют кашами, приготовленными из других злаков – пшеницы, овса и т.п., содержащих глютен. Однако производители практически всегда указывают на упаковке, для детей какого возраста предназначена продукция.

Молочные и поликомпонентные каши используются в питании малыша с пяти-шести месяцев, когда тот уже познакомился с первыми продуктами прикорма. В настоящее время получили распространение каши, приготовленные на основе искусственной смеси, что делает состав каши оптимальным для ребенка. В состав обогащенных каш для повышения пищевой ценности и улучшения вкусовых качеств продукта вводятся добавки в виде фруктовых, овощных и ягодных наполнителей. Сейчас в качестве фруктовых, овощных и ягодных наполнителей все чаще многими производителями используется не сухой порошок, а натуральное пюре из фруктов, овощей. Кроме обогащения витаминами и минеральными веществами каши промышленного производства дополнительно могут обогащаться такими компонентами, как пре- и пробиотики.

По способу производства каши разделяются на продукты, требующие варки и не требующие варки. Кроме того, по способу обработки муки каши классифицируются на вальцованные и экструзионные, но такая информация на упаковке не указывается. Также каши могут быть сухими и жидкими.


Производство

Большинство детских каш, представленных на рынке, – инстантные, то есть не требующие варки. Технология приготовления инстантных каш достаточно проста и имеет общие этапы производственного цикла с традиционными кашами. Сначала крупа предварительно очищается от посторонних примесей, шлифуется и размалывается в муку. Полученный крупяной «порошок» разводят чистой водой и добавляют измельченные натуральные фрукты, если они предусмотрены рецептурой. В полученную смесь вводят витамины и микроэлементы в предварительно растворенном состоянии, чтобы все дополнительные полезные добавки равномерно распределились по всему объему каши. Полученной крупяной массе придают абсолютно однородную консистенцию, подвергают термической обработке, в результате которой вся влага испаряется. Проще говоря, в вакуумные пакеты запаковывается уже сваренная каша, просто высушенная.

Основное отличие детских каш от «взрослых» состоит в том, что технология их производства позволяет обогащать продукт необходимыми пищевыми ингредиентами и обеспечивать их хорошую усвояемость. Они содержат витамины и минералы, необходимые для растущего организма ребенка. Уровень этих нутриентов не изменяется на протяжении всего срока хранения каши и при ее приготовлении (разведении водой 40–60° С). В то время как при использовании каш домашнего приготовления в процессе варки уровни витаминов группы В и С значительно снижаются. К тому же они имеют консистенцию и вязкость, соответствующие функциональным возможностям желудка ребенка. Кроме того, при изготовлении некоторых видов инстантных каш используется технология ферментативного расщепления крахмала, что придает сладкий вкус каше без добавления в нее сахара.

Существует и другой, более прогрессивный метод изготовления детских каш – метод экструзии. Он отличается от предыдущего тем, что представляет собой полностью закрытый способ изготовления детских каш. В экструдер засыпается очищенная крупа или смесь круп, далее под действием перемены высокого и низкого давления крупа расщепляется на мелкие частицы по структуре меньше гранул муки – ближе к крахмалу. Экструзионная обработка позволяет получить муку, которая не требует последующей дополнительной варки и «чиста» по микробиологическим показателям. Эта мука подается на смеситель, где равномерно смешивается с молочной смесью, фруктовыми добавками, сахаром, а также с витаминами и минералами. В процессе экструзии перемолотая мука смешивается с водой, полученная масса подается в экструдер, где интенсивно перемешивается при высоких температуре и давлении. Экструдат, который выходит из экструдера, поступает на дробилку, где превращается в муку, определенной гранулометрии (размеры частиц оптимальны для легкого и быстрого приготовления). Данный метод более гигиеничный по сравнению с традиционным, каша получаемая методом экструзии более гигроскопична, то есть для приготовления одной порции нужно меньше сухого продукта, соответственно, расход одной пачки каши куда меньше, чем при традиционном методе изготовления.

 

Упаковка и хранение

Существует три вида упаковок каш: фольгированный пакет с последующим вложением в картонную коробку, двойной фольгированный пакет с системой зип-лок и тетрапак для жидких каш. Наиболее востребованная упаковка – фольгированный пакет с последующим вложением в картонную упаковку, это более традиционная упаковка каш, которая является вдобавок более крепкой, что важно при транспортировке, и менее подверженной браку. Оставшиеся два вида менее популярны, но с каждым годом набирают все больше приверженцев.

Благодаря тому, что расфасовка в герметичные фольгированные пакеты в среде газообразного азота позволяет на протяжении всего срока годности гарантировать стабильный состав и избежать окислительных процессов, детские каши не требуют каких-то специальных условий хранения, связанных с температурным режимом или освещением. В каше не образуются комки, в нее не попадает солнечный свет, от которого могли бы распасться витамины и микроэлементы, не размножаются бактерии. Благодаря подобной упаковке каша может храниться от полутора до двух лет. Главное, чтобы в магазине сохранялся температурный режим от 0 до 25 °C и влажность воздуха была не выше, чем 75%.

 

Выкладка

Раньше наибольшей популярностью пользовались горизонтальные выкладки детских каш, на уровне глаз выкладывались наиболее популярные бренды, которые помимо своей известности обладали значительным ассортиментом продукции. Позже сетевые торговые сети стали использовать вертикальную выкладку, чтобы дать возможность проявить себя всем производителям. Иногда практикуется выкладка блоками по бренду, но такая встречается все реже и реже.

Чаще всего в детском магазине можно увидеть разбиение по товарным группам: молочные смеси, каши, чаи и пюре, где каждый бренд выставлен в один фейс вертикально. В супермаркетах продукция детского питания зачастую соседствует и диетическими и диабетическими продуктами для всей семьи, или готовыми завтраками. В более крупных супермаркетах детское питание занимает стеллажи, выделенные под зону «Детства», где детское питание стоит рядом с подгузниками, влажными салфетками и детскими сопутствующими товарами (соски, пустышки, бутылочки и прорезыватели).

Дублирующую выкладку рекомендуется использовать только в промопериоды или когда производитель оплачивает место под брендированную стойку. Хотя в последнем случае важно определить, на какой срок это можно сделать. Иначе в какой-то момент вся продукция производителя, предоставившего стойку, может переместиться на эту стойку и потерять свое место на общей полке.

 

 

Редакция благодарит за предоставленную информацию:

Ирину Фомину, руководителя направления детское питание ТМ Humana компании «МСК Гурт» (официального дистрибьютора ТМ Humana в России)

Евгения Неструева, управляющего производством компании «Nutricia Россия»

Алексея Яковлева, управляющего по исследованиям и развитию новых продуктов компании «Nutricia Россия»

Выпуск журнала:

Полка для капризных

Постоянно растущий спрос на детское питание промышленного производства повлек за собой настоящий рывок в области разработки детских каш. За несколько лет категория не только существенно расширилась, но и качественно изменилась. На полках появились продукты, обогащенные пре- и пробиотиками, каши на основе козьего молока, гипоаллергенные каши.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
04 Августа 2020, 01:08
22 Июля 2020, 12:07