Всё о продуктовой рознице

Под восточным соусом

14 Сентября 2010, 06:09 Динара Мамедова

Культура потребления соусов и дрессингов в России еще не сформирована, в кризис потребители легко отказались от них – по итогам 2009 года рынок сократился в натуральном выражении на 5%. Лишь сегмент соевых соусов показал 10%-ный рост в 2009 году.

Автор: Динара Мамедова

В 2009 году рынок соусов в объемном выражении упал на 5%, подсчитали в Nielsen. Продажи томатных соусов сократились на 13%, белых – на 4% в натуральном выражении. Однако, по данным маркетингового агентства Step by Step, последние несколько лет рынок соусов ежегодно рос на 20% в натуральном и на 30% в стоимостном выражении.
– Рост категории соусов в 2009 году по сравнению с 2008-м замедлился, это сказалось на снижении объемов производства и реализации продукции в нашей компании, – комментирует начальник отдела маркетинга «ТД Синко» Мария Иванова. – Потребители в кризис меньше стали экспериментировать и больше экономить, тем более такие продукты, как кетчуп и соус, не входят в список продуктов первой необходимости. В 2010 году мы не планируем увеличивать объемы производства продукции под ТМ «Стебель Бамбука».
В России интерес к «экзотическим» соусам растет, но медленно, поскольку культура их потребления еще не сформирована. Пока на рынке заправок соусы занимают 8% рынка в натуральном и 13% в стоимостном выражении.
Крупнейшие производители соусов – это предприятия, выпускающие кетчупы и майонезы («Юнилевер», Heinz, «Синко» и др.).
Согласно исследованию «ASBA – консалтинг», 58% потребителей предпочитают соусы
на томатной основе, 36% отметили, что употребляют соусы на основе майонеза или йогурта, 23% приобретают соевые соусы.
Лидерами продаж являются острые соусы, их предпочитают 64% потребителей. Затем следуют кисло-сладкие (28%) и сладкие (20%) соусы. Кислые соусы предпочитают 7% опрошенных потребителей, а остро-сладкие соусы – лишь 2%.
Соевые соусы оказались в прошлом году единственным растущим сегментом на рынке – он вырос на 10% в натуральном выражении и на 22% в денежном, отмечает Nielsen.
– Растет интерес потребителей к восточной кухне и ее неотъемлемой составляющей – соевому соусу, – отмечает Мария Иванова.
В натуральном выражении, в стоимостном он вырос на 12%, подсчитали в Nielsen.
– По сравнению с 2008 годом цены изменились на 10%, что в большей степени вызвано среднерыночным ростом цен на сырье, – говорит бренд-менеджер компании «Юнилевер» Елена Кузина.

85% рынка холодных соусов занимает отечественная продукция.
Международные компании лидируют в продажах горячих соусов и салатных заправок, подсчитало маркетинговое агентство Step by Step.
В физическом выражении доля импорта в 2008 году составила 57,5% на рынке горячих соусов и 46,9% в сегменте салатных заправок.
Основные производители – Heinz (США), Miwimex (Вьетнам), Chin Su (Вьетнам), HAME (Чехия), АЧИМ (Корея), Kikkoman (Нидерланды), Kraft (США).
В сегменте соусов для салатов лидируют марки «Кюне» (уксусы, соусы для салатов,    гриля), «Спилва», Мonini.
Больше всего соусов в натуральном выражении в 2008 году было ввезено из Республики Корея (26,1% от общего импорта в натуральном выражении), Нидерландов (14,7%), Украины (11,6%), Вьетнама (9,3%).
– Производители соусов очень активно конкурируют в среднем и нижнем ценовых сегментах, так как здесь они могут охватить наиболее широкую группу потребителей, – говорит Мария Иванова.
В июне «Казанский Жировой Комбинат» начал выпускать 6 видов соусов (чесночный, грибной, тартар, барбекю, овощная сальса, итальяно) под зонтичным брендом Mr.Ricco. В этом году новосибирская компания «Трапеза» начала выпускать горячие соусы с 6 вкусами – для спагетти, котлет, мяса, рыбы и др. В отличие от кетчупов или майонезов, горячие соусы готовятся на молоке или воде и подаются к основному блюду. Планируемые объемы производства «Трапезы» – до 150 т в год сухой смеси или, в пересчете на готовый продукт, до 1000 т горячего соуса.
Пока на рынке соусов основную долю – 96,1% по объему и 89,6% по стоимости –  занимают холодные соусы.
– Конечно, сухие соусы занимают небольшую долю рынка, как кетчупы или майонезы, – комментирует руководитель отдела маркетинга компании «Трапеза» Константин Сысоев. – Это более сложный продукт, чем приправы, технологичный, но более простой в изготовлении, чем кетчупы. Мы пропагандируем выгоду использования горячих соусов – удобство хранения и скорость приготовления готового блюда, например, традиционных сосисок с макаронами.

Стекло лидирует
Стеклянная тара в сегменте соусов предпочтительней как для производителей, так и для покупателей, отмечают аналитики. Для поставщиков стеклянная банка привлекательна потому, что способствует продвижению продукции. Дело в том, что соус может храниться в ней без консервантов, а покупатели могут увидеть цвет, а также ингредиенты (кусочки овощей и фруктов).
При этом в сознании потребителей стеклянная банка ассоциируется с премиальным сегментом и высоким качеством продукта, ведь стекло выглядит более благородно, чем пластик. Соусы в упаковке типа doy-pack пока еще занимает небольшую долю рынка – менее 2% во всех сегментах соусов.
Физическая доля продаж продуктов в стеклянной упаковке в сегменте холодных соусов составляет 75,9% (бутылки и банки), горячих – 99,9% (бутылки и банки), салатных заправок – 90,3%, подсчитали в исследовательском агентстве Step by Step.
200–300 г – наиболее популярная фасовка, по данным компании «ASBA–консалтинг», ее выбирает большая часть – 36% опрошенных респондентов. Продвижение небольшой фасовки – еще одна тенденция на рынке с еще не сформировавшейся культурой потребления.
Например, «ТД Синко» в этом году выпустил соусы «Стебель Бамбука» в новой фасовке – объемом 190 г и 450 г, а «ПомидорПром» – горчичное и рыжиковое масло, которое используется в виде дрессинга, в упаковке 450 г.
Продажи в небольшой фасовке могут привлечь покупателей, которые никогда не пробовали продукт и могут его продегустировать, считают в компаниях.
– Покупатели становятся с каждым годом разборчивее, вдумчивее, уже читают состав, они все больше ориентируются на свои вкусовые впечатления от дегустации, а не на красивую рекламу, – говорит Константин Сысоев из компании «Трапеза».

Классификация соусов
Аналитики Niеlsen подразделяют соусы на три группы: холодные соусы (приготовленные
на соевой, майонезной, сметанной, сырной, томатной основе), горячие соусы (употребляются в разогретом виде), дрессинги (заправки для салатов на различной основе). Дрессинги используются как маринад для блюд из рыбы, морепродуктов, мяса, дополнение ко вторым блюдам.

Соус с инструкцией
Многие производители на упаковках соусов делают пояснения, к какому блюду его необходимо подавать.
Например, «Казанский Жировой Комбинат» на упаковке соуса «Итальяно» пишет, что он незаменим
для спагетти, а «Состра» информирует, к какому блюду подходит продукт: «к пельменям», «к рыбе», «к салатам».

Альтернатива соусам

Производители столовых уксусов и нетрадиционных масел постепенно осваивают рынок дрессингов. Компания «Абрико», выпускающая яблочный, винный, шашлычный, салатный уксусы, по итогам 2009 года увеличила продажи на 30%, а холдинг «ПомидорПром» – в 5 раз. По оценке директора по продажам холдинга «ПомидорПром» Сергея Виноградова, продажи рыжикового и горчичного масла выросли на 20%.

Выпуск журнала:

Под восточным соусом

В 2009 году рынок соусов в объемном выражении упал на 5%, подсчитали в Nielsen. Продажи томатных соусов сократились на 13%, белых – на 4% в натуральном выражении. Однако, по данным маркетингового агентства Step by Step, последние несколько лет рынок соусов ежегодно рос на 20% в натуральном и на 30% в стоимостном выражении.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
04 Августа 2020, 01:08
22 Июля 2020, 12:07