Всё о продуктовой рознице

Ниши на вырост

25 Марта 2019, 11:03

LZ_nisha_zahod.jpg

Европейские продуктовые ритейлеры давно начали диверсифицировать бизнес, чтобы распределить риски и воспользоваться новыми каналами роста, открывая сети DIY, магазинов спортивной обуви и даже велосипедов. Однако сейчас эпоха непродовольственных «дочек» подходит к концу. Данные LZ Retailytics демонстрируют, что теперь продуктовые ритейлеры предпочитают инвестировать в направления, создающие максимальный эффект синергии с их основным бизнесом.

В то время как непродовольственные форматы в целом за последние четыре года демонстрируют негативную динамику или очень медленный рост, аптеки и магазины формата дрогери (фармацевтические плюс парфюмерно-косметические товары) показывают отличные результаты. Кроме того, растет сегмент специализированных продуктовых магазинов. Но наибольший прирост продаж отмечают онлайн-магазины непродовольственных товаров за счет омниканальных торговых платформ.

Наша диаграмма демонстрирует, какие каналы стали максимальным источником роста за последние четыре года для ритейлеров, чей основной бизнес – продовольственные магазины. В частности, продажи аптечных товаров продуктовыми сетями выросли за этот период почти в три раза. Следует признать, что этот рост начинался с низкого уровня и идет за счет ограниченного числа ритейлеров, но тем не менее он заслуживает внимания. Эта тенденция сохранится, если продолжится либерализация рынка фармацевтических товаров. К примеру, в Швеции в 2009 году была упразднена государственная аптечная монополия, после чего ведущий продуктовый ритейлер Ica Gruppen стал вторым по величине оператором аптек. Компания Axfood открыла онлайн-аптеку, а владелец литовской продуктовой сети Maxima приобрел крупную сеть швейцарских аптечных магазинов.

LZ_digr1.jpg

Переход в онлайн

Продажи непродовольственных товаров через офлайн-магазины в 2014–2018 годах либо снижались, либо оставались на низком уровне, и эта тенденция сохранится. Рост в сегменте товаров для дома и хобби в 2014–2018 годах был связан в первую очередь с покупкой Argos компанией Sainsbury’s, без этого он составил бы около 2%. Слабый рост этих каналов продаж объясняется тем, что непродовольственные товары все чаще продаются через Интернет. Чтобы достичь успеха на этих рынках, необходима узкая специализация.

Продуктовые ритейлеры значительно увеличили продажи непродовольственных товаров онлайн. Это дополнительное направление бизнеса принесло наибольший рост продаж в 2014–2018 годах. Оно опередило даже продажи продуктов онлайн. По прогнозам LZ Retailytics, в дальнейшем эти два направления будут расти примерно в одинаковом темпе. Основная часть роста приходится на онлайн-платформы по продаже товаров массового потребления, принадлежащие крупным продуктовым ритейлерам, в том числе Casino, Sainsbury’s, Ahold Delhaize, Lidl и Migros.

LZ_digr3.jpg

Эффект синергии

Дрогери – скорее нишевый объект инвестиций для продуктовых ритейлеров, но этот канал быстро растет. В частности, по этому пути пошли итальянский ритейлер Crai и российский «Магнит». Все больше продуктовых ритейлеров открывают для себя синергетический потенциал продуктовых магазинов и магазинов формата дрогери, ведь спрос на более широкий ассортимент в категории постоянно растет. Более того, маленькие магазины дрогери удовлетворяют растущую потребность покупателей делать покупки в непосредственной близости к дому.

Специализированные продуктовые магазины – в частности, магазины органических продуктов, товаров для питомцев, деликатесных продуктов – еще одна сфера инвестиций для продуктовых ритейлеров. Рост этих каналов за период 2014–2018 годов составил 33% и будет продолжаться, так что они дают продуктовым ритейлерам возможность развиваться в направлениях, обеспечивающих максимальный эффект синергии с их основным бизнесом.

В Италии, в частности, наблюдается бум магазинов товаров для питомцев: крупнейшие продуктовые ритейлеры – Crai, Coop Italia, Conad, Finiper и Selex – открыли собственные сети, причем специализированные магазины часто расположены неподалеку от их гипермаркетов. Таким образом, страх потерять конкурентное преимущество дает толчок процессу диверсификации каналов продаж.

LZ_digr2.jpg

Возможность для поставщиков

Поставщики, способные помочь продуктовым ритейлерам воспользоваться эффектом синергии от основного бизнеса и быстрорастущих дополнительных направлений, смогут получить изрядную прибыль. В частности, аптеки, магазины дрогери и магазины органических продуктов будут добавлять в ассортимент здоровое питание, органические товары и пищевые добавки, которые можно реализовывать через все форматы.

Кроме того, продуктовые ритейлеры – владельцы онлайн-платформ для торговли непродовольственными товарами – будут стремиться к объединению логистических сетей для продуктов и непродовольственных товаров и к представлению онлайн-ассортимента в офлайн-магазинах. Поставщики непродовольственных товаров, готовые работать в подобном контексте, имеют все шансы на успех.

LZ_digr4.jpg

LZ Retailytics –

недавно основанное международное аналитическое подразделение Lebensmittel Zeitung, ведущего немецкого издания, публикующего новости рынка FMCG и продуктового ритейла. Собрав команду отраслевых экспертов с богатым опытом работы в организации розничной торговли и аналитике, LZ Retailytics предлагает данные и аналитическую информацию по европейскому рынку продуктового ритейла – от рыночной динамики и каналов продаж до детальной картины по отдельным брендам.
Команда LZ Retailytics поставляет результаты отраслевых исследований посредством инновационной цифровой платформы с полной поддержкой мобильных устройств, а также в форме семинаров и консультаций. Следите за новостями европейского розничного рынка с помощью бесплатных еженедельных отчетов LZ Retailytics.
www.retailytics.com
Коментарии (0)
Читайте также
25 Июля 2019, 02:07
16 Июля 2019, 06:07
10 Июля 2019, 10:07