Всё о продуктовой рознице

На мировом уровне

02 Октября 2019, 01:10

Мы привыкли считать, что в розничной торговле наша страна догоняет развитые страны. Однако российские потребители совершают покупки в сети Интернет так же часто, как и жители других стран, а глобальный маркетплейс AliExpress в России стал популярнее, чем во всем мире. Google совместно с Ipsos, а также с Kantar TNS провели исследования поведения российских потребителей и выяснили, что покупка продуктов питания онлайн пользуется большим спросом, чем приобретение косметики и средств личной гигиены, а смартфоны стали неотъемлемой частью шопинга.

shutterstock_678363001.jpg

Потребители в России отличаются любопытством, требовательностью к ритейлерам и нежеланием долго ждать доставку товаров. Перед принятием решения о покупке современный российский покупатель сначала внимательно изучит продукт и сравнит его стоимость у нескольких ритейлеров. Так, 60% респондентов, принявших участие в исследовании, обращают внимание на характеристики товаров в сети, а 53% посещают несколько сайтов для сравнения продуктов и условий их приобретения. На этом этапе для большинства (52%) важны удобная онлайн-страница ритейлера и простая навигация по его сайту. Среди важных параметров для потребителя были отмечены детальное описание продукта на сайте с фотографиями (43%), а также независимые отзывы других пользователей (39%).

18-21_online.jpg

Сегодня, когда покупатели стали более требовательными, в первую очередь они обращают внимание на наличие информации о стоимости товара. Это оказалось необходимым для 54% респондентов. Также для клиентов важны безопасность онлайн-платежей (49%), возможность покупки продуктов из разных категорий на одном сайте (47%), наличие нескольких способов оплаты (47%) и доставки товара (43%). Интересно, что всего 41% опрошенных отметил высокое качество продукции как важный критерий при выборе ритейлера. Также современным клиентам важно взаимодействие с продавцом. Так, 39% респондентов отдают предпочтение тем онлайн-магазинам, которые предлагают сразу несколько каналов коммуникации. 

Помимо всего прочего для многих потребителей важно наличие программ лояльности – это отметили 44% респондентов. 40% опрошенных рассказали, что список «Избранное», где потенциальный покупатель сможет сохранить понравившуюся вещь, является важной функцией в интернет-магазинах. Наконец, 39% опрошенных хотели бы сохранять информацию о своем размере одежды у онлайн-ритейлера на основе информации о ранее приобретенных товарах. 

18-21_online1.jpg

Ритейлерам необходимо учитывать и тот факт, что в современном мире потребители не любят долго ждать. Так, 44% респондентов готовы сами пойти в обычный магазин и совершить покупку, вместо того чтобы ждать доставку нужного товара из интернет-магазина. В это же время 37% отмечают важность оперативной доставки, а 35% указывают на необходимость наличия функции отслеживания товара. Не стоит забывать и о важности быстрого процесса оплаты на сайте – на это указали 55% опрошенных. 

Кроме того, потенциальному покупателю важно разнообразие предлагаемых продуктов – на это указали 70% опрошенных. Немаловажным условием является и бесплатная доставка – об этом рассказали 67% респондентов. Наконец, потребителям необходимо осознавать, что они совершили выгодную сделку с ритейлером – так считают 64% опрошенных.

18-21_online2.jpg

Что берут

Онлайн-ритейл развивается все стремительнее. Среди всех респондентов 49% приобретают необходимые продукты онлайн, а 46% подбирают в Интернете новые бренды. Чаще всего интернет-пользователи предпочитают покупать в интернете одежду и обувь (65%). Интересно, что покупка продуктов питания онлайн распространена больше, чем приобретение косметики и средств личной гигиены. Согласно статистике, 63% потребителей покупают в Интернете пищевые продукты, а 56% – косметические средства.

Также среди россиян пользуются спросом товары для дома (53% совершают покупку онлайн именно в этой категории), а также бытовая электроника (на это указал 51% респондентов). Значительная доля опрошенных продолжает приобретать товары в таких категориях, как «Игрушки» и «Ювелирные изделия», в офлайновых магазинах. Тех, кто готов приобрести их в Интернете, совсем немного – 33 и 29% соответственно.

18-21_online2-1.jpg

Никуда без смартфона

Сегодня все больше людей используют смартфоны для совершения покупок. По результатам опроса оказалось, что уже 66% респондентов заинтересованы в использовании гаджетов для оплаты товаров в магазинах. Интересно, что 26% указанной доли уже активно используют эту функцию, а 40% планируют начать делать это со следующего года. Также 49% опрошенных совершают покупки онлайн или изучают информацию о товарах с помощью смартфонов, пока находятся в обычных магазинах. Согласно прогнозам экспертов, в дальнейшем эти показатели будут только расти.

Кроме того, сегодня все более популярным становится виртуальный ассистент. Так, 10% современных потребителей уже совершают покупки и составляют списки с его помощью, а 31% опрошенных планирует начать использовать эту функцию в следующем году.

18-21_online3.jpg

Активные, но недовольные

Показатель удовлетворенности существующими онлайн-ритейлерами в России немного ниже, чем в других странах. Так, в России 57% абсолютно довольны сервисом интернет-магазинов, в то время как в ряде европейских стран, а также в Великобритании, Объединенных Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии, этот показатель составляет 69%. Процент тех, кто недоволен онлайн-ритейлерами, в России немного выше и составляет 8%. Помимо этого, 25% российских онлайн-покупателей, совершивших покупку в определенном онлайн-магазине, больше не возвращались к его товарам и услугам. Этот же показатель в мире составляет 22%. Также любопытно, что современный российский покупатель, который знает в среднем 14 онлайн-ритейлеров, в итоге покупает товары только у трех.

18-21_online4.jpg

Как считают в Google, сегодня во всех сферах очень важно искать новые возможности, работать над недостатками и удовлетворять потребности клиентов, сохраняя, таким образом, их лояльность и свое конкурентное преимущество на рынке. Как правило, довольные покупатели рекомендуют свой любимый магазин знакомым. Это подтверждает статистика: в России 52% потребителей готовы советовать интернет-магазины, товарами и сервисом которых они остались довольны. По этой причине онлайн-ритейлерам необходимо инвестировать в качество обслуживания клиентов, ведь эти усилия оправдают себя как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Об исследовании

Исследование с Ipsos было проведено онлайн в 2019 году среди аудитории, представители которой недавно (неделю назад) совершили покупку. Выборка (500+ человек) репрезентативна для онлайн-аудитории. Исследование с Kantar TNS было проведено в 2018 году в форме опроса среди онлайн-потребителей, которые были разделены по продуктовым категориям. Выборка – 2000 человек.




Выпуск журнала:
Коментарии (0)
Читайте также
09 Октября 2019, 04:10
25 Сентября 2019, 01:09
10 Сентября 2019, 07:09