Всё о продуктовой рознице

Мучной путь

01 Декабря 2016, 03:12 Ольга Еремина

С девальвацией рубля у российских производителей муки, испытывающих сложности со сбытом продукции на стагнирующем внутреннем рынке, появились новые перспективы развития. Относительно низкие цены в долларовом выражении повысили привлекательность отечественной продукции на зарубежных рынках. В 2015 году экспортные поставки муки увеличились почти в два раза.

АВТОР: Ольга Еремина

На сегодняшний день отечественный рынок муки перенасыщен: всего на нем работает более 2000 мукомольных предприятий, поэтому конкуренция за рынки сбыта высокая, отмечает руководитель дивизиона переработки зернового сырья «АПК «Стойленская Нива» Александр Матвиенко. «Рынок муки, пожалуй, как и любой другой продовольственный рынок, является высококонкурентным. Практически в каждом регионе страны есть свои сильные игроки, сколько всего в России производителей, сказать сложно», – соглашается директор по продажам агрохолдинга «Гудвилл» Илья Ряполов.

По данным BusinesStat, в 2015 году в Статрегистре Росстата значилось 1059 предприятий, основной деятельностью которых являлось производство муки из зерновых и растительных культур и готовых мучных смесей и теста для выпечки. Из них в органы государственной статистики о своей деятельности отчиталось 598 компаний. К наиболее значимым производителям муки в BusinesStat отнесли «Макфу» с объемом выручки от продаж всей произведенной продукции в 17 028,6 млн руб. (на основании данных ФНС), «Ленинградский комбинат хлебопродуктов им. С.М. Кирова» с 9788 млн руб., «Магнитогорский комбинат хлебопродуктов – Ситно» с 7107 млн руб., «Алейскзернопродукт» имени С.Н.Старовойтова с 6818 млн руб., «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский» с 5705 млн руб., «Рязаньзернопродукт» (входит в «Грейн Холдинг») с 5640,6 млн руб., «Петербургский мельничный комбинат» с 4767,1 млн руб., «Мельник» с 4056,6 млн руб., «Курский комбинат хлебопродуктов» с 3208,4 млн руб. и «Московский мельничный комбинат № 3» с 3161,4 млн руб.

В сегменте фасованной муки структура рынка, по мнению директора по стратегическому маркетингу и развитию бизнеса компании «Грейн Холдинг» Светланы Бычковой, выстроена следующим образом: доминирование двух сильных национальных брендов, большое количество региональных марок, а также СТМ торговых сетей. «На российском рынке порядка восьми основных компаний – производителей муки, остальные это региональные предприятия, как правило, с маленькими объемами производства», – добавляет она.

Ситуация усложняется тем, что уже на протяжении нескольких лет российский рынок муки стагнирует, подчеркивает Александр Матвиенко. В 2015 году выпуск этой продукции, по его словам, со ссылкой на данные Росстата, незначительно вырос и составил 10 млн т, а по результатам первых восьми месяцев 2016-го немного уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, поэтому ожидается, что по итогам 2016 года объем производства останется на отметке 9,7–9,9 млн т.

Последние пять лет выпуск муки, согласно расчетам BusinesStat, колеблется на уровне 9,8–10,2 млн т, то снижаясь, то показывая незначительную позитивную динамику. Если в 2013 году производство этой продукции сократилось на 3,9%, до 9817 тыс. т, а в 2014-м – еще на 0,3%, дойдя до 9789 тыс. т, то в 2015-м увеличилось на 1,1%, составив 9895 тыс. т. По итогам 2016 года выпуск муки может вырасти на 0,7% и достичь 9959 тыс. т, прогнозируют аналитики BusinesStat. «В течение шести последних лет наблюдалась разнонаправленная динамика выпуска муки в России, – отмечает Светлана Бычкова, ссылаясь на данные ФСГС РФ и профильных отраслевых порталов. – В 2011–2012 годах объем производства этой продукции пусть и незначительно, но увеличивался по сравнению с предшествующим годом, а в 2013–2014-х, наоборот, сокращался. В прошлом году выпуск муки увеличился на 2,1% в натуральном выражении и составил 9965 тыс. т. Меньше всего муки за последние шесть лет было изготовлено как раз в 2014 году – 9760 тыс. т, а больше всего – в 2012-м – 10 140 тыс. т».

Полный текст статьи читайте в печатной версии журнала «МОЕ ДЕЛО.Магазин».

Выпуск журнала:

Мучной путь

С девальвацией рубля у российских производителей муки, испытывающих сложности со сбытом продукции на стагнирующем внутреннем рынке, появились новые перспективы развития. Относительно низкие цены в долларовом выражении повысили привлекательность отечественной продукции на зарубежных рынках.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
04 Августа 2020, 01:08
22 Июля 2020, 12:07