Всё о продуктовой рознице

Гречневый путь

22 сентября 2015, 06:09 Ольга Еремина

Всего за несколько лет алтайский производитель круп «Гудвилл» превратился из обычного зерноперерабатывающего предприятия в крупный агрохолдинг, обеспечивающий свое производство собственным зерном на 75%. Агрохолдингу принадлежит более 30 тыс. га земли и несколько зерноперерабатывающих заводов. Предприятие занимает лидирующие позиции по выпуску круп в Алтайском крае, а доля рынка компании составляет 6,5% общего объема произведенной в России гречневой крупы.

АВТОР: Ольга Еремина

В настоящее время в России насчитывается не так много зерноперерабатывающих предприятий, осуществляющих полный производственный цикл «от поля до прилавка». В основном производители фасованных круп закупают сырье у переработчиков зерна и занимаются лишь фасовкой продукции и ее продвижением на рынок, а производители весовых круп в подавляющем большинстве не выращивают сырье самостоятельно, а закупают его у хозяйств. По такой схеме работают почти все игроки рынка. Агрохолдинг «Гудвилл» один из немногих в стране осуществляет полный производственный цикл, начиная от выращивания зерна и заканчивая выпуском готового продукта в потребительской упаковке. Это позволяет компании оставаться стабильным поставщиком даже во времена сырьевых и экономических кризисов, ежегодно наращивая свои продажи на 7% в натуральном выражении.

 

Крупяные ростки

Тем не менее в начале своей деятельности агрохолдинг «Гудвилл» не располагал полным циклом производства. В 1998 году, когда собственники компании приобрели полуразрушенное хлебоприемное предприятие в селе Советское Алтайского края, в качестве основного направления бизнеса была выбрана переработка гречихи. На базе хлебоприемного предприятия построили современный завод мощностью 100 т зерна в сутки. Предприятие перерабатывало его в гречневую крупу, после чего продавало ее компаниям-фасовщикам. Учредители компании, которые уже обладали значительным опытом работы в зерноперерабатывающей отрасли, выбрали удачный момент для организации производства. «На тот момент зерноперерабатывающая отрасль находилась в очень плачевном состоянии, многие производства были заброшены и разрушены еще со времен СССР, конкурентная среда была намного слабее сегодняшней, – рассказывает один из собственников агрохолдинга «Гудвилл» Геннадий Ильичев. – Поэтому нам сравнительно быстро удалось добиться ведущих позиций на рынке».

Уже в первый год работы в компании поняли, что стать надежным и стабильным поставщиком можно за счет высокого качества выпускаемой продукции. В стремлении контролировать качество не только производимых круп, но и зерна, из которого они производятся, холдинг начал приобретать хозяйства в непосредственной близости от производства, в предгорьях Алтая. «Мы должны быть уверены в качестве своего продукта, а для этого необходимо управлять всеми процессами: обработкой земли, производством семян, выращиванием зерна, его хранением и переработкой в крупу, фасовкой крупы в потребительскую упаковку, – комментирует учредитель агрохолдинга «Гудвилл» Сергей Решетник. – Качество зерна, из которого мы производим свою продукцию, должно соответствовать определенного уровня требованиям, а этого можно достичь, только если сам работаешь на земле».

Активный процесс укрупнения компании за счет покупки близлежащих земель и хозяйств проходил в первые пять лет с момента организации производства. Постоянная работа в этом направлении ведется и по сей день. Основной возделываемой культурой в агрохолдинге «Гудвилл» является гречиха, кроме того, выращиваются овес, пшеница, ячмень, просо и горох. По словам учредителя компании Сергея Решетника, требования, которые «Гудвилл» предъявляет к качеству используемого зерна, очень высокие, пожалуй, одни из самых высоких требований в крупяной отрасли.

 

На гречневой основе

В первые годы работы гречка была единственным видом крупы, выпускавшимся на предприятии. Такой выбор был обусловлен удачным географическим расположением производства. «Алтайский край занимает первое место в России по объемам производства гречневой крупы с долей порядка 40% рынка. К тому же наше предприятие располагается в предгорьях Алтая – самом благоприятном месте для выращивания гречихи в регионе. И именно предгорья Алтая считаются родиной гречихи», – замечает коммерческий директор агрохолдинга «Гудвилл» Андрей Шатохин.

В начале 2000-х годов в рамках расширения направлений своей деятельности компания приобрела второе хлебоприемное предприятие, располагающееся в селе Усть-Катунь. После реконструкции Усть-Катунского ХПП здесь был запущен современный мукомольный завод мощностью 100 т муки в сутки. А в 2013 году на базе Усть-Катунского ХПП был введен в эксплуатацию новый современный овсозавод производительностью 60 т готовой продукции в сутки, где сейчас выпускаются овсяные хлопья, не требующие варки (НТВ), хлопья «Геркулес» и овсяная крупа.

Сейчас совокупные мощности агрохолдинга «Гудвилл» составляют порядка 600 т готовой продукции в сутки. В распоряжении компании находятся: гречезавод производительностью 150 т в сутки, современный овсозавод мощностью 60 т в сутки, универсальный завод по выпуску «серых» круп: овсяной, пшеничной, пшена, ячневой, перловой, а также хлопьев НТВ производительностью 60 т в сутки, мельница мощностью 100 т в сутки, цех фасовки крупы производительностью 80 т в сутки и комбикормовый завод мощностью 150 т в сутки.

По-прежнему гречневая крупа является основным видом выпускаемой продукции. В общем объеме производства компании ее доля составляет порядка 70%. Агрохолдинг «Гудвилл» является одним из ведущих производителей гречки в России. В 2013 году доля «Гудвилла» на российском рынке гречневой крупы, по данным УФАС Алтайского края, составляла 8,1%, а в 2014-м, когда случился неурожай гречихи в Алтайском крае, – 6,5%. При этом в Алтайском крае в 2013 году агрохолдинг занимал 19,2%, а в 2014-м – 17,3% общего объема производства гречки, отмечается в информации ведомства.

 

Под своим именем

На протяжении почти 10 лет после создания агрохолдинг поставлял свою продукцию преимущественно компаниям-фасовщикам. Но 2007 год охарактеризовался для компании совершенно новым этапом развития. Именно в этот период «Гудвилл» запустил производство готовой фасованной продукции под своим именем и начал поставлять ее по всей стране, в том числе и в торговые сети. «Решение о выводе на рынок фасованных круп под собственным брендом было обусловлено необходимостью предложить конечному потребителю крупы качества «экстра» по приемлемым ценам за счет прямых поставок товара в розничные торговые сети, то есть без посредников, непосредственно от производителя. По сути, для конечного потребителя это является гарантией качества, а для торговой сети работа напрямую с производителем привлекательна тем, что, получая и реализуя товар высокого качества, но по более приемлемой цене, можно привлечь новых покупателей и увеличить товарооборот, – комментирует директор по продажам агрохолдинга «Гудвилл» Илья Ряполов.

Практически одновременно с запуском собственного бренда стартовал и выпуск круп в варочных пакетиках и крупяных хлопьев, не требующих варки (хлопьев НТВ). По словам Ильи Ряполова, запуская это направление, в компании ориентировались на опыт зарубежных стран и на изменения в культуре питания россиян. «Хлопья, не требующие варки, набирают все большую популярность. Этот продукт всецело соответствует современному ритму жизни, в котором все меньше времени остается для приготовления пищи. Поэтому мы сосредоточены сегодня на продвижении именно этого продукта», – говорит он.

Действительно, если общий объем реализации круп в компании ежегодно растет на 7% в натуральном выражении, то динамика продаж хлопьев НТВ немного больше и составляет порядка 10%. За последние несколько лет доля круп в варочных пакетиках и хлопьев НТВ хоть и незначительно, но выросла в общем объеме сбыта компании, примерно на 2%. Это связано в целом со смещением потребительских предпочтений с традиционных видов круп в сторону варочных пакетиков и хлопьев НТВ, а также с региональными предпочтениями потребителей, объясняет Илья Ряполов.

Пока львиная доля продаж круп в варочных пакетиках и хлопьев приходится на Сибирь, Урал и Центральный регион, где спрос на данную продукцию высок. Например, в центральной части России реализуется до половины всех круп в варочных пакетиках и хлопьев, не требующих варки. На Дальнем Востоке предпочитают весовые и традиционные фасованные крупы. Сейчас в структуре сбыта компании доля традиционных фасованных круп составляет 74%, круп в варочных пакетах – 12%, «Геркулеса» – 9%, а хлопьев, не требующих варки, – 5%.

 

Широкие возможности

Сначала, в 2007 году, линейка круп состояла примерно из 10–15 позиций, но всего за два года ассортимент был значительно расширен. На сегодняшний день компания выпускает более 50 наименований продукции, из них более 30 позиций занимают фасованные крупы ТМ «Гудвилл», также в ассортименте компании семь позиций хлопьев НТВ, овсяные хлопья «Геркулес», мука и 13 позиций круп в варочных пакетиках

По словам Ильи Ряполова, рынок круп четко сегментирован, и любой крупный производитель выбирает для себя направление, в котором его позиции будут намного сильнее, чем у остальных игроков, будь то гречка, рис или что-то еще. Однако помимо этого жизненно необходимо иметь в портфеле широкий ассортимент. «Как правило, крупные ритейлеры стараются работать с поставщиками, предлагающими широкую линейку продукции, сокращая тем самым количество партнеров, – отмечает он. – Им невыгодно заключать много контрактов. Зачем иметь несколько поставщиков, которые поставляют ограниченное количество позиций, если можно найти одного-двух, поставляющих все сразу».

Сейчас агрохолдинг «Гудвилл» сотрудничает с большинством розничных сетей России, среди которых «Ашан», «Магнит», SPAR, «Мария-РА», «Монетка», «Аникс», «Холидей» и многие другие. Продукция ТМ «Гудвилл» представлена в 70% субъектов Российской Федерации от Камчатки до Калининграда, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья: Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане, Узбекистане и Израиле. На экспорт отправляется около 20% общего объема продаж. Около 15% реализуется на домашнем рынке.

В 2015 году производитель планирует увеличить объем продаж еще как минимум на 7% в натуральном выражении, а также запустить новые продукты. По словам Ильи Ряполова, три из планируемых новинок пока никем в России не производятся. «Ключевые позиции дают львиную долю продаж, поэтому новинки в общем объеме не дают резкого скачка продаж, однако являются способом продвижения торговой марки, отстройки от конкурентов, помогают стать более привлекательным поставщиком для торговых сетей. Все сети ждут чего-то нового, чего ни у кого нет. Поэтому над ассортиментом постоянно нужно работать», – говорит он.

 

Алтайские рекорды

Алтайский край занимает лидирующие позиции в стране по производству гречневой крупы. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), доля региона в общероссийском объеме выпуска этой продукции достигает 38%. В 2014 году алтайские производители гречки поставили новый рекорд за последние пять лет по выпуску этой продукции. По информации ИКАР, в регионе была изготовлена 161 тыс. т гречневой крупы. Это на 32% больше, чем в 2010 году, на 75% больше, чем в 2011-м, на 33% больше, чем в 2012-м, и на 11,8%, чем в 2013-м. В целом по России производство гречневой крупы в 2014 году также достигло рекордного показателя – 424 тыс. т, увеличившись на 20,5% по сравнению с 2013-м, подсчитали в ИКАР. При этом общероссийский рост почти на четверть был обеспечен высокими показателями Алтайского края.

Выпуск журнала:

Гречневый путь

Всего за несколько лет алтайский производитель круп «Гудвилл» превратился из обычного зерноперерабатывающего предприятия в крупный агрохолдинг, обеспечивающий свое производство собственным зерном на 75%. Агрохолдингу принадлежит более 30 тыс. га земли и несколько зерноперерабатывающих заводов.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Новости
Мир версии 2022
08 февраля 2022, 11:02
Новости
Невидимые роботы
06 февраля 2022, 01:02
Читайте также
08 февраля 2022, 11:02
01 февраля 2022, 12:02
18 января 2022, 01:01