Всё о продуктовой рознице

Экономный мир

19 Октября 2021, 06:10

Высокая степень неопределенности и падение доходов, вызванные пандемией коронавируса, привели к тому, что люди во всем мире начали экономить. Это простимулировало рост сегмента дискаунтеров, который и до этого неплохо развивался. По итогам 2020 года во многих странах этот сегмент показал положительную динамику, а Россия оказалась в лидерах роста. До 2022 года среднегодовой темп роста канала дискаунтеров в мире составит более 6%, прогнозирует IGD.

светофор.jpg

Падение доходов населения, рост безработицы и прочие негативные факторы, вызванные пандемией COVID-19, привели к изменениям на мировом рынке ритейла. В прошлом году канал дискаунтеров в глобальном масштабе увеличил свою долю, выиграв у супермаркетов и гипермаркетов благодаря низким ценам.

Аналитики IGD прогнозируют, что канал дискаунтеров продолжит расти быстрее, чем любой другой офлайновый канал. Интересно, что после COVID-19 этот сегмент развивается в разных направлениях. Появляются различные стратегии и непохожие друг на друга концепции. Судя по всему, время одной модели прошло. Сети дискаунтеров научились адаптировать свои стратегию и ассортимент даже на региональном уровне.

Канал дискаунтеров в мире увеличил свою долю рынка на 40 млрд евро в 2020 году, по данным IGD. Однако на некоторых зрелых рынках, включая Германию, Великобританию и Нидерланды, он ушел в минус, хотя и небольшой. Интересно, что максимальное падение в сегменте произошло именно в Германии – родине формата «дискаунтер». В этой стране на данный момент дискаунтеры стали проигрывать супермаркетам. Наиболее впечатляющих результатов сети дискаунтеров добились в Польше, России, Франции и Италии.

discounter_1.jpg

Этот канал станет самым быстрорастущим среди офлайновых (физических) каналов в мире. До 2022 года его годовой темп роста составит более 6%, он будет расти вдвое быстрее, чем супермаркеты, в то время как продажи в гипермаркетах останутся на прежнем уровне. Дискаунтеры станут основным фактором роста на многих рынках Европы и в США.

Пандемия ускорила эволюцию дискаунтеров. Канал развивается в самых разных направлениях, включая концепции удобных городских магазинов, которые предлагают расширенный ассортимент для удовлетворения большего числа потребностей, разрабатываются сложные программы лояльности и автоматизированные решения. Несмотря на то что в основе модели дискаунтера по-прежнему лежит низкая цена, сети стремятся улучшить свое предложение, чтобы привлечь новых покупателей.

discounter_2.jpg

Хотя дискаунтеры инвестируют в электронную коммерцию и развивают ее, доля онлайн-продаж в канале остается относительно небольшой. Физический магазин остается самым важным активом дискаунтеров. Аналитики IGD ожидают, что покупательский опыт будет улучшаться и дальше, а технологии, повышающие эффективность, будут использоваться более широко.

Главным приоритетом дискаунтеров будет обеспечение низкой цены на всех рынках, где они представлены. Они будут продолжать развивать частные торговые марки, но при этом все чаще добавлять в ассортимент брендированную продукцию, чтобы эффективнее конкурировать с другими крупными розничными сетями.

discounter_3.jpg

Россия

Экономическая ситуация в стране спровоцировала активное развитие сегмента жестких дискаунтеров. Согласно результатам исследования Росстата «Комплексное наблюдение условий жизни населения» за 2020 год, те или иные финансовые затруднения (небольшие или значительные) испытывают 75,7% домохозяйств в России, только 24,3% домохозяйств легко могут свести концы с концами при покупке самого необходимого. Российским домохозяйствам, чтобы свести концы с концами, нужно хотя бы 61 тыс. руб. – на 2,5 тыс. больше, чем два года назад. По итогам 2020 года абсолютный уровень бедности в России составил 12,1% (17,8 млн человек за официальной чертой бедности), сообщал Росстат. Российское правительство поставило задачу сократить уровень бедности в стране до 6,6% к 2030 году.

Основными стратегиями покупательского поведения в этой ситуации стали поиск промо (66%) и выбор магазинов с низкими ценами (44%), выяснили в GfK. Это привело к ускоренному развитию сегмента жестких дискаунтеров. По данным GfK, канал жестких дискаунтеров в России показал самый значительный рост на рынке ритейла – 64% (с апреля 2020-го по апрель 2021 года). Он обогнал даже e-commerce, который развивался впечатляющими темпами на фоне пандемии – +47%. При этом канал жестких дискаунтеров забирает выручку у всех остальных каналов. Наименее успешным в этот период стал канал гипермаркетов, который продолжает терять актуальность. В последние годы снижаются и общий уровень удовлетворенности покупателей каналом, и готовность рекомендовать его.

discounter_7.jpg

Традиционный жесткий дискаунтер расположен в промзоне в помещениях с низкими арендными ставками. Магазины предполагают минимальную отделку, палетную выкладку и очень небольшой штат сотрудников – все это позволяет урезать расходы до минимума. С поставщиками они работают только по прямым поставкам.

discounter_5.jpg

Топ-6 жестких дискаунтеров покрывают 90% общего оборота канала – это «Светофор», FIX price, «Да!», «Победа», «Маяк» и «Батон», посчитали в GfK. Причем самую существенную долю занимает «Светофор» – 45% всего сегмента жестких дискаунтеров. Стоит упомянуть, что бренд «Маяк» с долей 5% также принадлежит ГК «Торгсервис», управляющей «Светофором». Так что в целом компания занимает половину рынка жестких дискаунтеров в стране.

discounter_6.jpg

Интересно, что на фоне ценового предложения хард-дискаунтеров обычные дискаунтеры / магазины «у дома», такие как «Магнит», «Пятерочка», «Монетка» и проч., выпали из десятки брендов, которые покупатели воспринимают дешевыми. Хотя еще несколько лет назад они считались магазинами с низкими ценами.

В сегменте жестких дискаунтеров за рубежом низкая цена обеспечивается в значительной степени за счет собственных торговых марок. Здесь кроется одна из проблем при развитии сетей жестких дискаунтеров в России. Не так просто найти стабильных по качеству производителей в нашей стране в таких количествах, чтобы закрывать все потребности в СТМ первой цены. При этом СТМ демонстрирует заметный рост на рынке FMCG в России. Локомотивом роста сегмента СТМ стала «Пятерочка».

discounter_4.jpg

На зеленый свет

Сеть жестких дискаунтеров «Светофор» была запущена летом 2009 года в Красноярске собственниками крупной дистрибуторской компании «Ленком» – семьей Шнайдер. По состоянию на 31 июля 2021 года, по данным INFOLine, ГК «Торгсервис» управляет 2653 торговыми объектами под брендами «Маяк» и «Светофор». Общая торговая площадь торговых объектов составляет более 1952 тыс. кв. м. За 2020 год количество торговых объектов увеличилось на 239, а в январе – июле 2021 года – на 1012. На западных рынках владельцы развивают сети дискаунтеров под маркой Mere. В 2019 году сеть перешла к франчайзинговой модели развития бизнеса, что существенно ускорило ее рост. «Светофор» стал самой быстрорастущей продуктовой сетью в 2020 году: его выручка увеличилась на 39%, до 189 млрд руб., подсчитали в INFOLine.

Стратегия «Светофора» предполагает, что цены на товары должны быть на 20–30% ниже рыночных. Низкие цены достигаются большими объемами закупки. Ассортимент включает 1500–2000 SKU. Преимущество отдается товарам с длительным сроком годности.

С 2017 года началось открытие объектов в Казахстане, Белоруссии, Китае и Румынии. В марте 2018 года торговая сеть вышла в Азербайджан. В 2019 году были открыты первые дискаунтеры Mere в Германии в Лейпциге и Цвиккау, а в апреле 2020 года был открыт еще один Mere в Галле. В июне 2020 года первый дискаунтер Mere был открыт в Литве в Каунасе, а в июле 2020 года – в Польше (Ченстохова). В 2021 году открыт магазин Mere в Сербии. В марте 2021 года первый дискаунтер Mere был открыт в Латвии. До конца 2021 года «Светофор» рассчитывает открыть магазины Mere в Греции, а также 10 дискаунтеров в Бельгии и несколько в Испании. Кроме того, сеть предпримет новую попытку закрепиться на украинском рынке. Компания планирует восстановить работу магазина в Николаеве, а также запустить около 40 новых дискаунтеров до конца 2021 года.

В июне 2021 года стало известно, что сеть жестких дискаунтеров Mere планирует открыть более 300 магазинов в Великобритании. План рассчитан на ближайшие десять лет. До конца года Mere собирается довести число торговых точек до четырех.

Выпуск журнала:

Экономный мир

Высокая степень неопределенности и падение доходов, вызванные пандемией коронавируса, привели к тому, что люди во всем мире начали экономить. Это простимулировало рост сегмента дискаунтеров. До 2022 года среднегодовой темп роста канала дискаунтеров в мире составит более 6%, прогнозирует IGD.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Новости
Ум за разум
16 Ноября 2021, 03:11
Новости
Готовое решение
02 Ноября 2021, 03:11
Новости
Ценные масла
23 Октября 2021, 02:10
Читайте также
23 Октября 2021, 02:10
29 Сентября 2021, 01:09
11 Августа 2021, 12:08