Всё о продуктовой рознице

Дуэт подсолнечника и оливок

22 Декабря 2008, 06:12 Елена Петухова

В рационе российского потребителя лидируют два вида растительного масла — подсолнечное, как наиболее традиционное, и оливковое, набирающее год от года все большую популярность. Кроме того, производители часто предлагают доступную по цене смесь этих масел.

Автор: Елена Петухова

Российское подсолнечное

Среди растительных масел наибольшую долю в рационе российских потребителей традиционно занимает подсолнечное масло. По данным исследований, проведенных компанией «Бизнес Аналитика» в 2007 г., на его долю приходится 85,7% рынка растительного масла по стоимости. Это связано не только с устоявшимися вкусами отечественных потребителей, но и с демократичной ценой подсолнечного масла, которая делает этот продукт доступным для представителей всех социальных слоев населения (большая часть подсолнечного масла относится к среднему ценовому сегменту). При этом основной объем продаж приходится на рафинированное подсолнечное масло — 88,1%.
Основная масса представленных на полках подсолнечных масел — российского производства.
Последние годы внимание производителей концентрируется в основном на подсолнечном масле среднего сегмента и экономсегмента. Так, с 2006 г. активно развивает категорию фасованного подсолнечного масла холдинг «Солнечные продукты». Компания вывела на рынок сразу два бренда бутилированного масла — «Ярко» (подсолнечное рафинированное дезодорированное, средний ценовой сегмент) и «Россиянка» (рафинированное дезодорированное и нерафинированное, экономсегмент).
Осенью 2007 г. на российском рынке появилось подсолнечное масло Altero Vitality (компания «Эфко») — новый продукт, который дополнил существующую линейку ТМ Altero. В состав Altero Vitality входят подсолнечное и оливковое масла, а также масло зародышей пшеницы. Продукция позиционируется в ценовом сегменте «средний плюс».
Совершенствуются и технологии приготовления уже давно знакомых потребителю товаров.
Так, с 2007 г. подсолнечное масло «Слобода», которое выпускает компания «ЭФКО», производится по уникальной запатентованной технологии из смеси семян двух фаз созревания подсолнечника: полнозрелых и семян молочной спелости. Применяемая технология позволяет сохранить высокую естественную биологическую ценность подсолнечного масла.
Под знаком «премиум»
Год от года в России растет популярность оливкового масла. Это связано как с повышением уровня благосостояния населения, так и с развитием культуры потребления масла. Покупатели все больше узнают об уникальных свойствах этого продукта. Как  правило, оливковые масла позиционируются в категории «премиум».
Эта тенденция характерна и для Европы, где наибольшей популярностью пользуется именно оливковое масло. Подсолнечное считается продуктом более низкого качества, которое все чаще начинают использовать как основу для экологически чистого автомобильного топлива. Причем если российские покупатели оливкового масла предпочитают жарить на рафинированном масле, а салаты заправлять маслом высшего класса Extra Virgin, то европейцы и жарят на Extra Virgin, так как оно гораздо полезнее, не теряет своих свойств при нагревании и придает блюдам особенный вкус.
Безусловными лидерами на рынке оливкового масла остаются испанские производители, на втором месте — итальянские. Однако на полках магазинов постепенно растет количество греческих и тунисских торговых марок, например, Gaea, Delphi, Iliada Kalamata (Греция), Terra Delyssa (Тунис).
В этом году на нашем рынке появилась новинка — греческое оливковое масло «Лакония» от компании Gaea (по одноименному названию известной древнейшей области Спарты).
Laconia — масло первого холодного отжима, готовится из двух сортов маслин: Athinolia и Koroneiki, собранных вручную, обладает ярким, насыщенным вкусом оливок и фруктовым послевкусием.
Компании-лидеры на рынке оливкового масла: Borges (Испания), Olive Line (Испания), TYR (Испания), Monini (Италия). Производители оливкового масла постоянно работают над улучшением его качества. На некоторых фабриках устанавливается новое оборудование, позволяющее наиболее бережным образом получить из оливок масло (даже не разрушая косточки), на оливковых плантациях стараются не применять химических
удобрений, оливки собираются вручную, специалисты лабораторий купажируют масла из разных сортов оливок для получения идеального вкуса и аромата.
На любой вкус
На российском рынке представлены и другие виды масел: кукурузное, горчичное, хлопковое, каноловое (рапсовое), соевое, льняное, конопляное, арахисовое, кокосовое, маковое, кунжутное, сафлоровое, ореховое, буковое, кедровое, пальмовое, а также масла, извлекаемые из плодовых и овощных косточек (абрикоса, персика, сливы, томата, тыквы и пр.).
Кукурузное масло в продажу поступает только в рафинированном виде. По химическому составу подобно подсолнечному. Используется в хлебопекарной промышленности, для приготовления майонезов, для заправки салатов и жарения продуктов.
Соевое масло лучше других подходит для детского питания, так как содержит вещества, необходимые для формирования центральной нервной системы и зрительного аппарата. Оно сходно по составу с рыбьими жирами: в них содержатся одни и те же полиненасыщенные кислоты. Хлопковое масло в продажу поступает рафинированным и используется в основном при горячей обработке различных продуктов. Для заправки салатов производится специальное салатное масло: из хлопкового масла вымораживанием удаляют твердые ингредиенты.
Арахисовое, кунжутное и рапсовое масла принадлежат к группе наименее полезных растительных масел. В них гораздо меньше полиненасыщенных кислот и сравнительно много жирных кислот с большой молекулярной массой. Эти продукты за рубежом используются для выработки маргариновой продукции и консервов, а также для приготовления салатов и жарения — для тех же целей, что и все растительные масла.
Пальмовое масло — твердое по консистенции и внешне напоминает свиной жир. Для приготовления пищи его используют в ряде стран Востока, где по религиозным соображениям свиной жир не употребляется. В большинстве стран этот продукт применяется в качестве отвердителя для приготовления маргаринов, в кулинарном и кондитерском производствах. Пальмовое масло употребляется в пищу только в разогретом виде — для приготовления холодных блюд оно непригодно.
Льняное масло также употребляется в пищу в рафинированном виде, используется в медицине (например, как основа для приготовления мазей). Но часто льняное масло имеет техническое значение: из него вырабатывают быстровысыхающие лаки, краски и олифу.
Новинка на российском рынке — масло из семечек аргановых плодов. Высокое содержание олеиновой кислоты делает это масло эффективным средством снижения уровня холестерина. Кроме того, оно способствует похуданию, оказывает положительное воздействие на печень, облегчает пищеварение, нейтрализует свободные радикалы и защищает соединительные ткани.
Своя рубаха ближе к телу
Предпочтение конкретных марок часто зависит от регионов, где обычно достаточно сильны локальные бренды. Тем не менее местные производители не стремятся замыкаться в рамках своих территорий. Так, например, масло «Отменное» ростовского комбината «Рабочий», входящее в тройку самых популярных в Ростовской области, поставляется также и во Владивосток, Уссурийск, Благовещенск, Абакан, Челябинск, Самару, Тольятти, Смоленск, Пятигорск и ряд других городов России, а также в Казахстан, Афганистан, Грузию и Азербайджан, а масло «Янтарь-Алтай» алтайского производителя ООО «АгроСиб-Раздолье» присутствует на прилавках и в таких регионах, как Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Чита.
Что касается специфики потребления в международных масштабах, она всецело зависит от природно-климатических условий, от набора сельхозкультур, выращиваемых на  территории конкретных стран. Так, в Центральной Азии наиболее популярно хлопковое масло, в Юго-Восточной — пальмовое и соевое масло, в США — соевое, в Германии — рапсовое, в Европе и Франции — оливковое. Для России традиционным считается льняное масло, а с конца 19 века его место заняло подсолнечное.
В целом же рынок растительного масла характеризуется сезонным характером спроса. Пики потребления приходятся на март, сентябрь и декабрь. В весеннее-зимний период увеличение спроса объясняется проходящими в это время праздниками, осенью — заготовкой овощей за зиму. Снижение потребления растительного масла приходится на летний период, что связано со временем отпусков, а также с тенденцией уменьшения потребления жиров в теплое время года.
Микс надо распробовать
Одной из ярких особенностей развития российского рынка растительного масла является активное расширение ассортимента и появление новых нетрадиционных продуктов, таких как смеси оливкового и подсолнечного масел, оливковые масла с натуральными добавками (эссенциями и кусочками специй), масла из нетрадиционного сырья (например, из авокадо).
Отношение к смесям оливкового масла с подсолнечным среди специалистов  неоднозначное. С одной стороны — это удачный маркетинговый ход, увеличивающий рост продаж в условиях дороговизны чистого продукта. Для многих потребителей, в основном в регионах, это пока единственный финансово приемлемый способ приобщиться к культуре потребления оливкового масла. Темпы роста продаж данных смесей постоянно увеличиваются, и, вероятно, эта тенденция в ближайшее время сохранится, учитывая невысокие в целом по стране доходы населения. Миксы подсолнечного масла с оливковым продаются под брендами «Олейна», Altero Golden, «Злато», Мonini, «Милора» и т. д.

Выпуск журнала:

Дуэт подсолнечника и оливок

В рационе российского потребителя лидируют два вида растительного масла — подсолнечное, как наиболее традиционное, и оливковое, набирающее год от года все большую популярность. Кроме того, производители часто предлагают доступную по цене смесь этих масел.

Техническая

Коментарии (0)
Похожие статьи
Читайте также
04 Августа 2020, 01:08
22 Июля 2020, 12:07